Тихо едем. Какие автомобили и почему покупали украинцы в 2018 году

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

78 тысяч проданных авто, падение премиум-сегмента и марки, которые нас удивили, - Фокус проанализировал итоги автопродаж

Автомобильный рынок Украины уже который год лихорадит. 2012-2013 годы, когда украинцы выкупили более 400 тысяч новых машин, для дилеров так и остались приятным сном. С тех пор рынок неуклонно летел вниз, достигнув своего дна в 2015 году с позорной цифрой в 46 тысяч. Что вполне объяснимо в связи с войной на востоке страны и общей нестабильностью. Однако более-менее стабильный 2018 год все равно не привел к прорыву. Напротив. Импортеры и дилеры рассчитывали получить результат как минимум в 100 тысяч. Но уже в ноябре стало понятно – о такой цифре не стоит и мечтать. Год закончили на отметке в 78 тысяч, что на 2,35% меньше, чем в 2017-м. Фокус разбирался, что стало причиной такой низкой активности украинского покупателя.

Лидеры удержали позиции

Итоги 2018 года дали пищу для размышления. Лидирующие позиции вопросов не вызвали. Компании Toyota и Renault уже не один год занимают первые строчки рейтинга. При этом, если считать исключительно легковушки, то у Toyota первое место и 9631 проданных машин. А вот если сюда суммировать и коммерческий транспорт, Renault безоговорочно удерживает пальму первенства.

– Результатом этого года мы довольны. Нам удалось увеличить нашу долю рынка с 12% в 2017 году до 12,5% в 2018-м. Это стало возможным благодаря широкой модельной линейке и кредитным предложениям, – говорит Франсуа Мариотт, генеральный директор Renault в Украине. – Renault Duster – самая продаваемая модель на рынке. Мы №1 в корпоративном сегменте, т.е. компании доверяют нам. А это главное подтверждение конкурентности цен наших авто и их надежности.

В 2018 г. компания Renault в Украине реализовала 10 835 автомобилей. В корпоративном сегменте доля рынка составила 20,7%.

На третьей строчке рейтинга снова оказался немецкий Volkswagen. Что характерно, если в 2017 году "народный" автомобиль держался в лидерах за счет новых моделей, в минувшем высокий результат смог показать исключительно благодаря вселенскому скандалу под названием "дизельгейт" (автомобили, которые были забракованы в Европе и США из-за несоответствия выбросам вредных веществ в атмосферу). Из 6185 единиц проданных "фольцев", 2500 были как раз те дизельные "гольфы" из Мексики, которые запретили продавать как в Европе, так и в США. К сожалению, эти автомобили принесли проблемы и нашему автовладельцу. Спустя два месяца продаж оказалось, что дешевые "гольфы" незаконно сертифицированы в Украине. Дисконт тут же закрылся. А счастливым обладателям новых машин пришлось еще раз проходить процедуру перерегистрации.

Fullscreen

Инфографика: autoconsulting.com.ua

В первой пятерке по-настоящему удивила компания Nissan. По сравнению с прошлым годом, она смогла подняться на две позиции и реализовать в Украине 5190 машин. А это, на минутку, 22,12 % роста. Притом что японцы предлагают на рынке всего лишь три модели. Такие показатели достигнуты благодаря нишевому автомобилю Nissan Juke. Ведь его начали продавать в самой дешевой комплектации (пустые), что и привлекло массового покупателя. Чем еще раз доказали – главное для украинского потребителя все же цена.

Украинцы предпочитают паркетники и присматриваются к электрокарам

Стабильно высокий результат показала компания Мазда. 12.25% роста и 3033 проданных авто. По словам директора департамента Mazda в компании "Авто Интернешнл" Юлии Сивак, все благодаря ставке на продажу SUV сегмента (паркетники).

– При падении рынка на 2% Мазда нарастила продажи на 12% , за счет увеличения Mazda СХ (кроссоверов) на 49%! В Европе рынок SUV серьезно отстает и отставал от Украины – у нас доля SUV уже давно добралась до 45-50%, в то время как в Европе еще 2-3 года назад доля SUV составляла менее 20%, – говорит Юлия Сивак, – CX-5 не зря стала кроссовером года и в 2018 году добавила 27%. Остального роста удалось достичь за счет моделей СХ-3 и СХ-9.

Вишенку на торте добавила обновленная Mazda 6. Но поскольку она попала на рынок лишь в сентябре, то еще не успела набрать объем по сравнению с полным предыдущим годом.

Интересно, что в 2019 году стала заметно падать доля дизелей. По словам Юлии Сивак, дизель становится менее привлекательным, поскольку вся экономия теряется за счет удорожания машин дополнительными системами очистки выхлопов, особенно снижения выбросов оксида азота. А любимый всеми крутящий момент дизеля – задушен на старте, чтобы уменьшить тот же выхлоп.

Стабильно за последние годы популярность на украинском рынке набирает и корейский автопром. 2018 год компания Hyundai закончила на 6-й позиции с долей прироста 13,90%. По словам генерального директор "Хюндай Мотор Украина" Игоря Гладковского, этого результата удалось достичь за счет обновления модельного ряда.

Дизель становится менее привлекательным, поскольку вся экономия теряется за счет удорожания машин дополнительными системами очистки выхлопов

– Основные драйверы роста – модели Elantra (+66%), Tucson (+20%) и Santa Fe (+7%). Вывод на рынок летом 2018 года обновленного Tucson и нового поколения Santa Fe стал дополнительным фактором роста продаж бренда, – говорит Игорь Гладковский. – Удалось наладить продажи модели IONIQ Electric, которая стала одним из лидеров рынка новых электромобилей в Украине.

Как отметили в компании Hyundai, в новом году украинцев порадуют целым рядом новинок. Обновленная Hyundai Elantra, кроссовер Creta. Во второй половине года ожидаем вывода на рынок нового флагмана в сегменте SUV – восьмиместного внедорожника Hyundai Palisade. Также в планах компании стать лидером рынка электромобилей – в продаже появится кроссовер Kona Electric.

Почему просел премиум

Неожиданно низкий результат показали компании премиум-сегмента. Такие уважаемые марки как Mercedes-Benz показал падение почти на 10 процентов, а BMW и вовсе провалило год с результатом в –26,4 процента. В целом, премиум-рынок в 2018 году просел на серьезные 15%.

Почему украинцы перестали покупать премиум, который был востребован даже в критические для страны годы? На самом деле, если проанализировать рынок, наряду с падением премиума на те же 15 процентов поднялись продажи нового для нашей страны сегмента: лакшери. А это значит, с автомобилей Mercedes, VIP-клиенты пересели, к примеру, на Bentley. Пропасть между очень богатыми и очень бедными стала еще внушительнее.

– По итогам 2018 года отрицательную динамику продемонстрировали многие игроки премиум-сегмента. В сравнении с 2017 годом, по статистике, продажи Мерседес-Бенц упали чуть более чем на 9,5%. Ключевыми моделями продаж для нас являются GLE- GLS-Class, но 2018-й стал для них последним годом жизненного цикла. В 2019 ожидаем новые поколения наших флагманов, – говорит Генеральный директор компании "АвтоКапитал" Ярослав Пригара.

Кто показал успех

Интересно наблюдать за успехами французской марки Пежо\Ситроен. Этот бренд еще в 1990-е годы использовал продвинутые технологии, что и сыграло с ними злую шутку. Завезенные в нашу страну старые, но напичканные электроникой авто, потрепали нервы многим водителям, Как результат, по рынку пошла недобрая слава о французском автопроме. На самом же деле автомобили концерна PSA (Пежо\Ситроен) давно воюют в Европе за место под солнцем даже с немецкой тройкой. Регулярно берут премии и номинации на престижных конкурсах и выставках и бьют рекорды по продажам в Старом Свете. Такие результаты начали ломать стереотипы и украинцев. Последние годы французский бренд уверенно наращивает долю на рынке. В 2018 году Пежо\Ситроен смогло реализовать 2190 единиц машин, что на 16 процентов больше, чем в 2017-м. На этом амбиции PEUGEOT не заканчиваются.

Украинский автомобильный рынок все еще находится в стагнации. Серьезные коррективы в планы дилеров внесли и "евробляхеры"

– Наш рост – совокупность множества факторов. В этом году мы вернулись в исторические для группы сегменты рынка с новыми моделями: лидерами среди моделей А-класса стали новые PEUGEOT 108 и CITROEN C1, C3 Aircross помог стать еще более активным игроком B-SUV сегмента, обновленная модель CITROEN C4 Cactus с B-SUV превратилась в С-хэтч, а 5008 достойно конкурирует с автомобилями D-SUV класса, – отметил Руслан Акимов, коммерческий директор "Пежо Ситроен Украина".

Бестселлерами в своих классах остаются и запущенные ранее модели – CITROEN C3, PEUGEOT 3008, PEUGEOT 301 и CITROEN C-Elysee.

Звание прорыв года можно смело отдать китайской компании Chery. За 2018 год она с 27-го места поднялась на 19-е, реализовав 1209 новых авто. А это 91,6 процента роста. В самой компании уверены – дело в конкурентной цене и фишках, которые могут предложить китайские производители.

– 2016 год для нас был прорывом, компания вышла на новый уровень качества. Модели Chery предлагают опции, которые не часто встречаются в бюджетном сегменте, – объясняет успех Сергей Чубарь, генеральный директор "Си Эй Автомотив". – Например, мы предлагаем самый доступный SUV на рынке. Его цена стартует с 11 200 у.е.

Загадка года

Многих удивили цифры, которые продемонстрировал лидер в А-классе 2017 года, узбекская компания Равон. Еще год назад эти машины разбирали как горячие пирожки. Главная задача компании была удовлетворить сумасшедший спрос. Но конец 2018 года вдруг продемонстрировал неожиданные цифры и минус 45,22 процента продаж. В компании уверяют – всему виной производитель, который решил пересмотреть стандарты качества своих авто и, соответственно, ценовую политику.

Как объяснили в компании, новая стратегия развития завода предполагает обновление модельного ряда и отказ от производства устаревших моделей. Так же узбеки затеяли полную модернизацию производства под требования General Motors. Все эти факторы отразились как на стоимости авто, так и на поставках.

– К сожалению, Узбекистан временно приостановил экспорт своих авто, потому наши продажи в Украине сократились до нуля, – говорит начальник отдела маркетинга ООО "Укр–УзАвто" Владимир Дорбышев. – В ближайшее время Ravon вернется на рынок Украины и вступит в борьбу за свое место под солнцем.

Правда, какими будут цены на эту продукцию, в компании не уточнили.

Что ожидать на рынке

Несмотря на позитивную динамику ряда компаний, увы, приходиться констатировать, украинский автомобильный рынок все еще находится в стагнации. Серьезные коррективы в планы дилеров внесли и "евробляхеры", которые стали темой номер один в прошедшем году и значительно повлияли на автомобильный рынок в целом.

Прорыв автомобильного рынка в Украине в 2019-м также не ожидается

Пока что авто из Европы больнее всего ударили по среднему сегменту, и такие бренды, как КИА, Шкода, ряд других компаний получили отрицательные баланс продаж на 9.4 и 4.3 процента.

Однако доступная растаможка, несомненно, будет и дальше корректировать цены на рынке. Какими они будут, пока не может сказать никто. Уже в 2019 году планируется появление целых автосалонов с растаможенными машинами. Кроме того, на автомобильный рынок традиционно влияет и политическая ситуация в стране. А ожидаемые президентские и парламентские выборы, очевидно, стабильности в сегмент не принесут. Так что прогнозы на 2019 год участники автомобильного рынка делают осторожно, но в чем точно уверены – прорыв автомобильного рынка в Украине в 2019-м также не ожидается.

Текст: Александр Федченко,
автор проекта "Первая передача"