Монстр исторического значения. Чем берет архитектура Театра на Подоле
Его называли скандальной застройкой, монстром и в то же время историческим событием в культурной жизни Украины. У него есть как яростные противники, так и страстные фанаты. Все это — о новом здании Киевского театра на Подоле
Многие годы самой нужной вещью для актеров Театра на Подоле были кофры. Большие жесткие сундуки они использовали, чтобы перевозить костюмы и реквизит. Основанный в конце 1980-х, театр базировался в здании начала XX века. Когда-то оно принадлежало ювелиру, и в одном корпусе размещались его мастерская и домашний театр, а в другом было его личное жилье. Для постановок современного театра здание не годилось, поэтому труппа "кочевала" по разным заведениям — проводили спектакли, в частности, на малой сцене Дворца "Украина" и в Гостином дворе на Контрактовой площади. Основатель и бессменный руководитель театра Виталий Малахов вспоминает, что гримерки в Гостином дворе размещались ниже уровня канализации, не было даже туалетов, куда можно было бы сходить во время представления.
Когда же новоселье?
С 1996 года театру обещали новое здание. Началось его строительство, выгнали коробку, но она так и стояла недостроенной — не было финансирования. В 2015 году появился частный инвестор, корпорация Roshen, и за проект взялись всерьез. Его полностью переделал известный харьковский архитектор Олег Дроздов, который вместо псевдоисторических виньеток спроектировал современное здание. За те два года, что строили театр, к проекту выдвигали массу претензий: столичные архитекторы требовали его пересмотреть, местные жители протестовали против современного стиля, нехарактерного для Андреевского спуска, блогеры осуждали то, что инвестором выступает компания президента страны.
Но все же стоит внимательнее присмотреться к архитектуре Театра на Подоле, чтобы оценить, какую работу проделали архитекторы и строители. План нового здания вписан ровно в тот же участок, что был у старого. Он небольшой, и архитекторам нужно было вместить в него все необходимое для работы театра. Поэтому здание такое высокое. Большую часть черного куба, покрытого фальцевым металлом и возвышающегося над фасадом, занимают колосники — верхняя часть сцены, спрятанная от зрителей, откуда спускают занавес и декорации. По правилам устройства театров, колосники должны быть в 2,5 раза выше, чем высота собственно зала. Вокруг сцены и колосников архитекторы разместили технические и административные помещения, где работают актеры, и технические департаменты театра. И теперь жизнь работников театра устроена "вертикально" — они бегают вверх-вниз по разным этажам здания.
Фасад театра имеет простые, четкие формы, но нельзя сказать, что в нем нет ничего исторического. Для облицовки фасада использовали отделочный кирпич, которому более ста лет. Его взяли из демонтированных зданий, каждый кирпичик отреставрировали, чтобы дать этому материалу новую жизнь.
Зрительский опыт
Черный куб театра — не украшение, а техническая необходимость. В нем находится скрытая часть сцены, откуда спускаются декорации. По правилам она должна быть в 2,5 раза выше, чем сцена
Представьте, в театре вы отлично видите и слышите то, что происходит на сцене, какое бы место в зале ни выбрали. Во время спектакля не только играют актеры, но, к примеру, идет дождь или прямо в воздухе появляется большое лицо и что-то вам говорит. В Театре на Подоле зрители могут получить опыт, радикально отличающийся от того, что показывают в других постановках. Все это благодаря современному техническому оснащению, на строительство которого потратили 30% бюджета. Оно позволяет обходиться без материальных декораций вообще, так как есть проекционные экраны, где можно прокручивать видео и голограммы. Мощная система освещения насчитывает 150 приборов, а акустическая система — 18 устройств. Стены зрительского зала ребристые, с панелями, так сделали специально, чтобы акустика была идеальной. Всем этим руководят со звукового пульта, мощности которого хватит, чтобы записать два симфонических оркестра.
Возможности сцены позволяют добиться эффекта 5D, поскольку в театре есть машины, генерирующие дым, туман, ветер, снег. Подобные генераторы есть во многих театрах, уникальными же в Театре на Подоле являются установки по распылению запахов и дождя, который может пойти прямо на сцене. Конечно же, и сама сцена трансформируется. В распоряжении режиссера и труппы две накладные платформы — это поворотный круг, где устанавливаются разные декорации, и по мере развития сюжета он разворачивается нужной в данный момент стороной. Также есть конструкция, позволяющая наклонить поверхность сцены до 90°. Получив новое здание, труппа театра воодушевилась и активно пользуется современными возможностями. В театре регулярно организовывают премьеры новых спектаклей, которые ставят в авангардной манере и с учетом техники.
Добро пожаловать
"Театр на Подоле — театр для каждого" — таков девиз обновленного заведения. Эта открытость и доступность выражается уже при входе в театр — он стеклянный. Проходя мимо, вы можете увидеть, что происходит внутри, и если что-то интересное — то свободно зайти. Тем более что в фойе театра в минималистичном стиле тоже можно проводить представления — оно оборудовано необходимым освещением и звуком. Также в Театре на Подоле есть условия для визитов людей с особыми потребностями, и даже ступеньки, ведущие к сцене, оснащены специальным освещением — чтобы их было видно слабовидящим людям. "Мы проектировали театр, фокусируясь на событиях, которые в нем будут происходить, а не на декоре. Фокусировались на смыслах, роли здания, его доступности как пространства", — сказал в одном из интервью архитектор Олег Дроздов. Театр работает с декабря 2017 года, и с тех пор он становится все заметнее, благодаря оригинальным постановкам и сотрудничеству с молодыми, талантливыми режиссерами.
Историческим событием в театральной жизни не только Киева, а и всей Украины появление этого театра назвала писательница Оксана Забужко. Она совершенно резонно заметила, что ни в советское время, ни за годы независимости в Киеве не было построено ни одного театра. "Это значит, что четыре поколения киевлян были наглухо отрезаны от самого концепта современной театральной архитектуры. Те, кто не очень "шарится" за рубежом по европейским театрам, так и остался при своих представлениях о театральном помещении на уровне плюша с балкончиками. Подумайте об этом, прежде чем возмущаться новым театром", — так выразилась наша знаменитая писательница.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Киевский театр на Подоле можно найти по адресу: Андреевский спуск, 20. Добираться до него довольно неудобно: от ближайших станций метро, "Майдан Незалежности" и "Контрактовая", нужно идти пешком. Наземный транспорт близко не подъезжает, поскольку Андреевский спуск — пешеходная зона.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • Андреевский спуск — центр города, отели здесь дорогие, в среднем $100 за сутки. Но можно найти и более доступное жильё, прямо на этой улице. Внизу улицы, под №2, находится Dream Hostel, где можно снять кровать в восьмиместном номере за 360 грн. В хостеле есть свой бар и кафе Druzi, а также уютный дворик, так что о еде и спокойном месте для работы можно не беспокоиться.
ГДЕ ПОЕСТЬ: • Вкусно пообедать или поужинать можно, не сходя с улицы, ведь Андреевский спуск — один из гастрономических центров Киева. Внизу спуска работает "Львівська майстерня шоколаду", наверху разместились рестораны — "Канапа" и "За двома зайцями". На самый демократический вкус работают общепит "Пузата хата" и супермаркет "Сільпо" на пл. Сагайдачного.
ДОСТУПНОСТЬ: • Театр развивается и как общественный центр и предлагает разные мероприятия помимо спектаклей. В частности, действует программа экскурсий "За кулисами", их проводят либо актёр театра Максим Масимюк, либо завлит Оксана Прибиш. Они рассказывают о том, как устроен театр, как работают различные департаменты, показывают интересные особенности здания. На экскурсию можно попасть по предварительной записи: тел. (063) 633-01-59.
ЛАЙФХАК: В Театре на Подоле позаботились об инклюзивности — сервисах для людей с особыми потребностями. В здании есть лифт и универсальная туалетная кабина, пандусы, в том числе съёмные, если во время мероприятий нужно заехать на сцену. Спектакли переводят на язык жестов, а также обеспечивают тифлоописание — аудиозапись того, что происходит на сцене, для слабовидящих и незрячих людей.
Герои нашего времени
Современное зодчество вызывает разные, но неизменно сильные чувства. Одни люди с восторгом присоединяются к армии архитектурных туристов и ездят по Европе, чтобы специально посмотреть на знаменитые проекты. Другие яростно ненавидят "корнишоны" из стекла, стали и бетона — именно так ласковые лондонцы называют башню 30 St Mary Axe в центре города, построенную Норманом Фостером, архитектором с мировым именем.
Стиль современной архитектуры обозначают как модернизм. Его не нужно путать с модерном, ведь стиль начала XX века больше был связан с декором, а не конструкцией зданий, и имел четкие временные рамки. Модернистская же архитектура продолжает традиции функционализма в том, что форма следует за функцией, и в нелюбви к украшательству. Современная архитектура подобна современному искусству тем, что вызывает полярные реакции. Так происходит потому, что новые здания слишком отличаются визуально от исторической застройки и не вписываются в классический канон. Тем не менее именно архитекторы-модернисты совершили революцию в этой области и перевернули с ног на голову представления о том, каким может быть здание.
Патриархами архитектурного модернизма считаются, в частности, американец Фрэнк Ллойд Райт и немец Мис ван дер Роэ. Их здания, построенные еще в довоенный период, и в наше время принимаются за образцы модернистской архитектуры, принципами которой пользуются до сих пор. Первое, что изобрели эти архитекторы, — это стеклянный фасад. Во все времена главной установкой было "Мой дом — моя крепость". И чем старше здание, тем толще у него стены и меньше окна. До XX века люди не представляли, что стены дома могут быть прозрачными. Второе революционное открытие модернистов — то, что дом не разделяется, как в прежние времена, на фасадную и дворовую части. У зданий современной архитектуры фасад везде: их можно рассматривать с любой точки и отовсюду они будут выглядеть выигрышно. А благодаря новым технологиям строительства зодчие имеют возможность экспериментировать с очертаниями зданий и придавать им природные, бионические формы, закручивать, как спираль ДНК, или выстраивать консоли-платформы, как кубики Lego.
В Украине мало примеров качественной современной архитектуры, к нам редко приезжают хорошие европейские бюро, чтобы реализовывать проекты. Но все же есть несколько общественных зданий, построенных в XXI веке и мало-помалу тоже превращающихся в достопримечательности. Хоть и вызывают у горожан противоречивые чувства.