Как заработать на эко-еде

Андрей Худо, владелец львовского магазина натуральной еды "Дідо"

Related video

Проблемы стартапов типичны: недостаток финансирования и опыта, поиски путей раскрутки и рекламная стратегия. Нас же ждали довольно специфические, но глобальные проблемы.

Первая из них — отсутствие культуры потребления экологически чистой и натуральной (мы называем это "правдивой") пищи. Среднестатистического украинца удовлетворяют продукты любого качества. Как узнать, кто сделал колбасу из супермаркета и из какого она мяса? Семейных предприятий, небольших фермерских хозяйств, которые производят качественные продукты, в нашей стране практически нет.

Почему так произошло? Потому что бытует стереотип: занимаешься фермерством — значит, ни на что больше не способен. То есть фермерство часто воспринимают как социальное дно, где-то на уровне уборщицы или посудомойки. Неудивительно, что, когда мы начали искать фермы, с которыми могли бы сотрудничать, их оказалось крайне мало. И все они небольшие, то есть о поставках в промышленных объемах речи не было. А значит, если в продаже закончился, к примеру, сыр, то никто нам не привезет еще три ящика завтра, потому что их просто нет.

Fullscreen

Еще одной нашей проблемой было недоверие потенциальных покупателей. "Без ГМО", "экологически чистый и здоровый" — это обещают производители каждого второго товара. И вот на рынке появляется очередной бренд с аналогичными лозунгами. Как пробиться и заставить покупателя вам поверить?

Мы думали, что же с этим всем делать. Решили подходить к проблеме комплексно и создали платформу для тех, кто хочет вести небольшое хозяйство семейного типа, пропагандировать натуральные продукты. О полноценной рекламной и pr-активности в последние полгода не могло быть и речи. Когда внимание приковано к событиям на Майдане или на востоке страны, неэтично забивать социальные сети постами о своей продукции. Фактически у нас был многомесячный перерыв в нашей маркетинговой активности. Только сейчас начинаем что-то делать в этом направлении. Хорошо, что до начала Майдана успели заявить о себе — заработало сарафанное радио, поэтому особых проблем с покупателями мы не ощутили.

Fullscreen

В нашей стране сейчас не лучшее время для бизнеса. Покупатели в напряжении, в стрессе. Украинцы стараются экономить. Мы, правда, не очень это ощущаем, потому что продаем необходимые продукты, а большинство пока не экономит на еде.

3 совета начинающим предпринимателям

1. Если вы начинаете бизнес-проект, то совершенно неважно, как к этому относится большинство. Если у вас есть хорошая идея, которая базируется на вашем четком понимании ее реализации, то, скорее всего, все получится.

2. Даже если спрос на ваш продукт низкий, но вы уверены в его качестве, создавайте спрос сами. Возможно, не слишком корректно сравнивать такие разные отрасли, но пока Билл Гейтс и Стив Джобс не создали свои продукты, мы и не подозревали, что нам нужны компьютер или iPhone.

3. Качество — самое главное. Если вы уверены в качестве, то всем остальным придется в нем убедиться. Возможно, не сразу, но это обязательно произойдет.

3 совета начинающим

  1. Если вы начинаете бизнес-проект, то совершенно неважно, как к этому относится большинство. Если у вас есть хорошая идея, которая базируется на вашем четком понимании ее реализации, то, скорее всего, все получится.
  2. Даже если спрос на ваш продукт низкий, но вы уверены в его качестве, создавайте спрос сами. Возможно, не слишком корректно сравнивать такие разные отрасли, но пока Билл Гейтс и Стив Джобс не создали свои продукты, мы и не подозревали, что нам нужны компьютер или iPhone.
  3. Качество — самое главное. Если вы уверены в качестве, то всем остальным придется в нем убедиться. Возможно, не сразу, но это обязательно произойдет.