Опасное лето. Итоги 3-х месяцев проекта "Строители новой страны"

Истории бизнеса участников спецпроекта Фокуса. Итоги первых трех месяцев: победы и поражения, надежды, разочарования, ночные проверки и экономика военного времени

Спустя три месяца после старта каждый из участников проекта Фокуса как минимум сохранил, а то и увеличил выручку. О чем это говорит? В стране, где падает розничный оборот, а граждане с трудом расстаются с тремя гривнами там, где раньше тратили пять, это без преувеличения победа. Победа за счет качества, идеи, обслуживания и любви к своим клиентам.

Какими усилиями это дается, знают только они. И потому главный вопрос, который мы задавали всем участникам, звучал так: не надоело? Надоело всем. Надоели проверяющие (дерегуляция пока ощущается разве что в Кабмине), надоело терять клиентов, ежедневно следить за курсом гривны и повышать цены. Не надоело работать.

Для многих проектов переломным могут стать сентябрь и октябрь: слишком много надежд практически у каждого связано с сезонным улучшением дел. Зато особых надежд на государство ни один из участников не возлагает. Несмотря на громкие заявления, ни чиновники, ни их поведение к лучшему не изменились. Это, наверное, могло бы стать главным итогом трех месяцев проекта, если бы не одно "но".

Когда мы начинали проект, никто не ожидал, что в стране и в экономике будет так тяжело. Тот факт, что несмотря на войну и кризис все пять проектов наших финалистов продолжают успешно работать, — это действительно победа. Причем не только участников конкурса, но и страны. Ведь в ней по-прежнему остаются люди, которые пытаются сделать Украину чуть удобней. Чуть лучше. Для себя и для всех нас.

В поисках фермеров


Застой периода отпусков не способствует развитию бизнеса — это наглядно продемонстрировал магазин "Дідо". В июле, по сравнению с июнем, число посетителей сократилось на тысячу, до 14 тыс. клиентов. Падение оказалось четко сезонным: оно продолжается с мая, когда магазин посетили рекордные 17 тыс. клиентов.

Но оборот заведения практически не изменился, оставшись на уровне 900 тыс. грн. Владелец магазина Андрей Худо утверждает, что постоянные посетители стали больше покупать, увеличив средний чек до 69 грн (+9 грн к июню). Отчасти это результат работы над ошибками — корректировки ассортимента, изменения упаковки и продвижения идеи "правдивой еды" среди потенциальных клиентов. С августа эта работа станет системной: в команде "Дідо" появилась новая штатная единица — маркетолог. А поскольку большинством подобных дел раньше занимался сам Худо, это позволит ему переложить заботы о продвижении на плечи профессионала, сосредоточившись на главной задаче. Для владельца "Дідо" — это создание сообщества фермеров-производителей. Единомышленников, которые бы разделяли его идеи и поставляли качественный товар.

Fullscreen

Реализация замысла требует времени: к каждому фермеру нужно приехать, ознакомиться с условиями, технологией, да и просто поговорить по душам. Только после всего этого Худо принимает решение, сотрудничать ли с производителем в дальнейшем. Задержки и растянувшийся поиск поставщиков стали одной из причин, по которой Андрею Худо не удалось открыть до конца лета второй магазин, как это было запланировано.

Бойлер к услугам


В августе команда "Кабанчика" лишилась поддержки бизнес-инкубатора, с которым сотрудничала полтора года — предприниматели отправились в свободное плавание. Как оказалось, бизнесу это пошло только на пользу: в первой половине августа клиентская база заказчиков сервиса увеличилась вдвое, трафик сайта вырос на 18%, а средний чек — со 190 до 224 грн. По ощущениям Киригетова и его компаньонов, улучшились покупательские настроения украинцев — по крайней мере, в сфере услуг. "Возможно, потенциальным клиентам надоело откладывать бытовые проблемы до лучших времен, и они взялись их решать", — шутит создатель "Кабанчика".

Посещение каталога услуг сервиса действительно существенно выросло — с 40 до 800 посетителей в сутки. Но этого удалось достичь, "поймав" потенциальный спрос: за несколько недель до того, когда в областных городах начали отключать горячую воду, владельцы создали специальную страницу, посвященную исключительно установке бойлеров.

Fullscreen

Когда стихийный спрос пошел на спад, уменьшился и трафик каталога. Но и в целом перспективы каталога — в качестве платного сервиса — оказались не столь радужными. Как выяснилось, клиенты не готовы платить за переходы из него на сайт поставщика услуг. Пока команда решила продолжить расширение списка услуг каталога, но упор будет делать, как и прежде, на прямые продажи.

Проблемы с каталогом в последний месяц лета были не единственными. Из-за прекращения сотрудничества с бизнес-инкубатором расходные статьи пополнились арендной платой, а старт сервиса во Львове пришлось отложить.

Кофе-брейк


В августе владельцы сети Espressamenteilly и Café Café решили взять тайм-аут в развитии сети — была приостановлена продажа франшизы CafeCаfe. По словам Инны Сосновской, в период экономического спада и курсовых колебаний от инвестиционных проектов стоит воздержаться. От проведения запланированной системной маркетинговой кампании владельцы кафе также отказались: вокруг слишком много политики, люди обеспокоены происходящим в стране, да и запускать рекламный проект во время войны, по словам Инны Сосновской, некорректно с точки зрения этики.

Список проблем дополняет падение выручки на фоне роста цен от поставщиков и гиперактивности проверяющих, представители которых ухитрялись наносить визиты даже по ночам, как поступили сотрудники "Киеврекламы". "Правительство пока лишь обещает создать условия для развития экономики, на практике законы страны по-прежнему работают против бизнеса, — говорит Сосновская.

Fullscreen

Впрочем, предприниматели надеются, что возможности для развития сети скоро появятся вновь. "Бизнес — это не только чиновники, это еще и клиенты. Их благодарность как источник вдохновения намного важнее всех огорчений из-за внешнего деструктива", — оптимистично утверждает Сосновская.

Основания для оптимизма у владельцев сети есть. Хотя общие финансовые показатели снизились после июльского закрытия кофейни в "Арена-Сити", статистика по трем оставшимся заведениям демонстрирует рост: количество чеков в каждом из заведений в августе выросло в среднем на 25%, общий оборот — на 20–25%. И клиентская база продолжает расширяться с каждым днем.

Вырасти осенью


Война и тяжелые экономические условия негативно повлияли на работу — потребители затягивают пояса, позволяя себе только самое необходимое."Магазинам-партнерам сейчас очень тяжело. Продажи упали у всех, конкуренция безумная, многие закрываются", — рассказывает Алексей Сироткин. Количество заявок на онлайн-кредитование у RocketCredit в августе тоже уменьшилось — рост ожидается только с начала сентября.

Ситуация вынудила RocketCredit провести изменения. Был расширен отдел продаж — теперь в нем работают пять человек и руководитель. При таком количестве сотрудников компания планирует выйти на 140–160 подключений магазинов-партнеров в месяц. Кроме того, внедрена новая система вознаграждений для отдела: маленькая ставка и большое вознаграждение за результат. Отдел логистики пришлось сократить.

Fullscreen

"Несмотря на трудности, мы настроены оптимистично. Каждый день я говорю себе: все будет хорошо, и не надо опускать руки. Прорвемся", — говорит Сироткин.

Август для RocketCredit стал хоть и непростым, но все же продуктивным. Компания запустила онлайн-кредитование турпоездок и услуг через Альфа-Банк. "Пока проект работает в пилотном режиме. Ждем первую одобренную банком заявку для тестирования процессов. Готовили проект три месяца, но все-таки запустили", — не скрывает гордости Алексей Сироткин. Еще одно достижение — разработка совместно с "Мост Экспресс" предложения для банков по доставке покупателю кредитного договора вместе с товаром. Проект получил название "Кредит на диване".

Школьный звонок


Последняя летняя смена городского научного лагеря Надежды Ленивенко подходит к концу. Желающих было много: сработали реклама, сарафанное радио и ситуация в стране.

Основные расходы сейчас связаны с рекламой в преддверии нового учебного года. На эти цели уже потратили 7,8 тыс. грн, а в ближайшие недели направят еще 9,5 тыс. Сработает ли реклама, пока неясно. "Основной приток желающих ожидаем с начала сентября, когда все уже настроятся на учебный процесс", — говорит Ленивенко.

Планированию мешает неопределенная ситуация с графиком школьных каникул, который может меняться из-за возможных проблем с отоплением в школах. Еще одно неудобство, связанное с изменениями в школьном расписании, — то, что для компенсации затянувшихся каникул школьники будут учиться по субботам. Студии придется отменять часть кружков и математических занятий.

Fullscreen

Основательница "2х2" относится к этому философски. Она сделала для себя вывод: планы — не клятва, от которой нельзя отойти. "Любое событие может быть основанием для пересмотра направления движения. Например, при открытии математической студии я планировала заниматься популяризацией математики. Но возник еще лагерь, потом добавились кружки по другим предметам", — рассказывает она.

Сейчас команда запускает дистанционный математический кружок. Но самой Ленивенко пришлось отказаться от репетиторства и отложить создание интерактивного музея. "Периодически посещают мысли из серии "зачем оно мне надо?", особенно, когда необходимо в очередной раз добыть деньги на развитие студии. Но я держусь", — говорит создательница матстудии. И добавляет, что пока желание реализовать собственный образовательный проект сильнее.