Помощь зала. Как стартапу попасть в бизнес-инкубатор, и зачем это нужно

Команда стартапа "Метнись кабанчиком"
Команда стартапа "Метнись кабанчиком"

Роман Киригетов, основатель сервиса "Метнись кабанчиком" и участник проекта Фокуса "Строители новой страны", поделился опытом запуска своего дела с помощью бизнес-инкубатора 

Мы нашли бизнес-инкубатор совершенно случайно, такой цели у нас не было. Я как раз уволился с работы и искал новую. И один из потенциальных работодателей, с которым я подружился, предложил познакомить меня с Кеном Ливером из Eastlabs. Я согласился, потому что люблю новые знакомства. Сделал презентацию, потом нас попросили создать финансовую таблицу. Еще через несколько месяцев, когда я уже нашел новую работу, нас пригласили на инвестиционный комитет. И через неделю сообщили, что берут нас. Всего было 150 заявок, отобрали три команды.

Базовые условия такие: инкубатор получает 15% от проекта, взамен дает $20 тыс на его развитие и офис. Эти деньги позволяют уйти с работы — по условиям инкубатора все должны работать full-time. Практика показывает, что частичная занятость не эффективна. $20 тыс мы потратили на зарплаты и свои маркетинговые эксперименты.

Но деньги — это самое незначительное из того, что дает инкубатор. Более ценное — это, например, возможность участвовать в международных конференциях. Мы побывали на ADC, где для стартаперов очень дорогой порог входа, а участвовать полезно. Мы там выиграли в категории "лучший потребительский стартап" по версии Яндекса, получили дополнительные деньги на рекламу и хороший пиар.

Второй момент — это обучение. Инкубатор привлекает ведущих специалистов, и украинских, и зарубежных. Раньше мы занимались нашим проектом как аматоры, а в рамках Eastlabs прошли путь от нуля до полной готовности — мировые эксперты, которые уже набили свои шишки, рассказали, как надо работать. Все обучающие сессии были разделены на темы: как придумать идею, как построить бизнес-план, как монетизировать проект. По каждой теме приглашались специалисты, которые делились опытом в формате семинара - все вопросы можно было обсудить на примере своего проекта. Это очень полезно. Плюс там были домашние задания, что тоже эффективно. Мы полностью переосмыслили работу "Кабанчика", переделали сайт, разработали несколько схем монетизации именно благодаря этим сессиям.

И третье — у инкубатора очень много связей. Он может открыть практически любую дверь, тебе достаточно показать, какая именно тебе нужна. Если у тебя проект, которому нужно работать с Microsoft — пожалуйста, вот контакты. Нужна Coca-Cola — вот с кем связываться. В общем, инкубатор может дать очень много — все зависит от того, сколько ты попросишь.

Сложно ли попасть в инкубатор? Мы туда не особо стремились и нам повезло. На момент, когда мы шли в инкубатор, у нас уже был готовый продукт. "Кабанчик" уже работал около полугода, даже появились клиенты, какие-то деньги, проект уже доказал свою бизнес-состоятельность. Это очень подкупало. Но вместе с нами приняли команду ребят, которые только познакомились и показали одну презентацию.

На самом деле важны три критерия. Во-первых, это должен быть проект, который нужен людям, он должен быть востребован. Второе — должна была возможность монетизации. И третье — нужна команда. Если ты пришел сам, тебя в инкубатор не возьмут. Нас было двое — и на нас смотрели косо, потому что лучше, чтобы было как минимум три основателя. Но мы убедили представителей инкубатора, что мы слаженная команда. Так что попасть в инкубатор сложно, но можно

Eastlabs отбирают примерно 2% от поданных заявок. Очень много проектов умирает на начальной стадии. При этом у инкубатора постоянный недобор проектов. Они даже выезжали в регионы — ездили в Харьков, Днепропетровск. Идей много, но многие гоняются только за инвестицией, хотя при этом нежизнеспособны.

Знаете, сколько проектов в мире запускается без инвестиций? 98%. И только двум процентам, которые ищут, действительно нужны инвестиции бизнес-инкубатора. Инкубатор не нужен, наверное, уже устоявшемуся бизнесу. Стартап — это ведь что-то новое, он предоставляет новый сервис или новую идею. Все предлагают зеленые носки, а ты предлагаешь синие и не знаешь, будут ли их покупать и носить. У нас, например, новым был заказ услуг через интернет в ситуации, когда на рынке все привыкли это делать по телефону. Поначалу мы не знали элементарных вещей: как и когда просить деньги. И вот когда есть такая неопределенность — бизнес-инкубатор очень полезен.