Андрей Магера: Украине нужен новый избирательный закон

Дмитрий Алексеенко, Фокус
Дмитрий Алексеенко, Фокус

Зампредседателя Центральной избирательной комиссии Украины Андрей Магера рассказал "Фокусу" о том, как зарегистрировали на выборы в Раду Хорошковского, и каким должен быть новый избирательный закон

Related video

Центризбирком завершил регистрацию кандидатов в депутаты. В числе зарегистрированных оказался и Валерий Хорошковский (первый вице-премьер, министр финансов Украины – февраль 2012-декабрь 2012 , глава СБУ- 2010-2012гг.), чье участие в выборах сейчас оспаривается в суде. Что вы об этом думаете?

Ситуацию с Хорошковским я не хотел бы комментировать. Есть юридические лица первой инстанции, и, насколько мне известно, будет апелляционное производство в Высшем административном суде. Думаю, любые оценки по этому поводу могут расцениваться как давление для принятия соответствующего решения. Поэтому давайте дождемся решения суда.

ЦИК имел право регистрировать кандидата, который отсутствовал в стране более года?

На тот момент, когда комиссия регистрировала Хорошковского, я был в заграничной коммандировке – на мероприятии ОБСЕ в Варшаве. Я просто не видел пакет документов, потому что меня не было на заседании.

А работу колег вы не комментируете?

Я не могу комментировать работу колег, это было бы неэтично с моей стороны. Поэтому я просил бы дождаться решения суда. ЦИК его исполнит однозначно.

Какие сложности возникали при регистрации других кандидатов?

Часто кандидаты, подавая документы в ЦИК, допускали ошибки при написании заявления, биографии. В автобиографиях часто отсутствовала информация, касающаяся времени их проживання на территории Украины, партийности, трудовой деятельности, общественной работы. На этих основаних ЦИК принимала решение отказать в регистрации, с тем, чтобы человек мог повторно подать документы, до 25 сентября.

Оспариваются ли сейчас решения ЦИК в судебном порядке?

Такие судебные дела есть. Решения принимаются как в пользу кандидатов, так и в пользу ЦИК.

Если бы закон "Об очищении власти" вступил в силу раньше, это повиляло бы на решения ЦИК относительно кандидатов в депутаты?

Если бы закон вступил в силу до избирательного процесса и касался бы ограничений в баллотировании на должности для лиц, работавших, скажем, в КГБ Советского Союза, я думаю, комиссия приняла достаточно много других решений по отношению к некоторым кандидатам. Но мы руководствовались только действующим законом.

Хватает ли финансирования для проведения этих выборов?

На эти выборы утверждено финансирование в размере около миллиарда гривен. Для сравнения, на выборах 2012 года эта сумма составляла миллиард двести миллионов гривен. Это без учета видеонаблюдения, на которое тогда власть выделила дополнительно еще один миллиард гривен.

Даже с учетом того, что за два года в Украине выросла зарплата, повысились затраты на бензин, транспорт, нам удалось максимально сократить, насколько это возможно, затраты на проведение выборов.

Думаю, что денег должно хватить. Главное, чтобы их перечислили на казначейский счет ЦИК в полном объеме. Это единственное, что беспокоит.

Пока что они не перечислены?

Дело в том, что средства выделены из резервного фонда Кабмина, но, безусловно, парламент должен внести изменения в Закон "О государственном бюджете на 2014 год". Это был бы самый чистый и правильный путь, по крайней мере, с точки зрения Бюджетного кодекса.

В ЦИК уже обращались с жалобами на подкуп избирателей?

Практически нет таких обращений. В сравнении, например, с 2012-м годом, когда таких жалоб было действительно много. Я объясняю это тем, что нынешние выборы сравнительно "чистые". Вы можете выйти на улицу собственного города и увидеть, что внешней политической рекламы в десять раз менше, нежели это было в 2012 году. Любой, кто хочет агитировать на улицах города, беспрепятственно ставит палатки и проводит предвыборную агитацию.

В Раде не захотели менять избирательное законодательство перед новыми выборами. По вашему мнению, это все же было необходимо?

Думаю, депутатам все-таки нужно принять новый избирательный закон для проведения парламентских выборов с прогрессивной, исключительно пропорциональной избирательной системой, с региональными преференциями. Чтобы граждане могли выбирать не только партии, которые они хотят видеть в парламенте, но и непосредственно кандидата из списка отдельной партии.

Это был был правильный шаг в вопросе предотвращения коррупции, диктата партийных лидеров, такой закон содействовал бы большей ответственности самих избирателей. Эту реформу обязательно нужно проводить в пакете с другими законодательными изменениями. Например, касательно государственного финансирования политических партий. Избиратели должны понимать: если государство не будет финансировать политические партии, то они будут финансироваться из "левых" источников, например, из кармана олигархов.