Мы остановили "кровотечение" в организме армии, — замминистра обороны Юрий Гусев

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Заместитель министра обороны Юрий Гусев рассказал Фокусу о том, как в главном военном ведомстве страны борются с коррупцией, разоблачают "зраду" и воплощают мечту украинских солдат о натовских стандартах в армии

Related video

В Министерстве обороны Юрий Гусев работает с марта 2015-го. Отвечает за внедрение реформ в армии. Их много, и, чтобы оценить качество изменений, нужно хорошо разбираться в специфике работы отделов и департаментов военного ведомства. Гусев уверен: все идет по плану. Но наш разговор был нелегким. В конце замминистра даже заподозрил меня в предвзятости. Хотя я просто делал свою работу — сомневался во всем, что видел и слышал, пытаясь получше разглядеть те долгожданные перемены, которые, по словам замминистра, начались в армии. Пока в актив Минобороны я запишу налаживание снабжения армии самым необходимым, создание электронной базы недвижимости и внедрение системы электронных аукционов.

Кто он

Заместитель министра обороны

Почему он

Занимается реформированием армии

Стратегическое планирование

О реформах в Минобороны говорят уже полтора года, но создается впечатление, что все ограничивается планами и громкими заявлениями. А ведь идет война. Что реально удалось изменить за это время?

— Один из моих вдохновителей, Каха Бендукидзе (кивает на его портрет на стене), говорил, что реформами, как и любовью, надо заниматься, а не только рассуждать о них. Реформа — это очень скрупулезный процесс. Но когда в организме сильное кровотечение, не до глобального реформирования. У нас не было запасов на складах, система тылового обеспечения хромала на обе ноги. При огромном доверии к армии недоверие общества к системе закупок Минобороны зашкаливало. Поэтому мы совместно с "волонтерским десантом" поначалу избрали для себя стратегию "быстрых побед", выбрав несколько наиболее проблемных направлений. Прежде всего это нормы и стандарты вещевого обеспечения, практически не менявшиеся с советских времен, система логистики, медицинское обеспечение. Сейчас, когда "кровотечение" остановлено и множество проектов внедрено, мы перешли к стратегическому планированию.

Недавно руководитель рабочей группы по вопросам вещевого обеспечения Минобороны Константин Лесник заявил о внедрении более 30 стандартов НАТО. Сколько времени нужно, чтобы полностью перейти на натовские стандарты?

— Проблема в том, что единых стандартов нет. К примеру, форма и обеспечение армий прибалтийских стран отличается от формы и обеспечения армии США. Но основные стандарты мы уже приняли. Работая над интеграцией Украины в НАТО, мы используем опыт Польши, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии. Нам удалось ввести более 30 основных стандартов НАТО, так называемых станагов (STANAG, Standardization Agreement — советы по унификации вооруженных сил для стран — участниц НАТО. — Фокус). Начали с того, что создали вместе с коллегами из Польши рабочую группу по реформированию военной медицины, сформировав видение того, какой должна быть военно-медицинская доктрина. В ней будут внедрены уникальные принципы "платиновой минуты", когда самую важную помощь раненому должны оказать в первые 10 минут после ранения, а также "золотой час", в течение которого военнослужащего после ранения должны доставить к месту, где он сможет получить полноценную медицинскую помощь.

"Мы ценим вклад волонтеров. Но на данный момент одеждой, обувью и питанием обеспечены все"

Разве сейчас медики не знают, что так и должно быть?

— Знают, конечно, но это должно быть утверждено соответствующими документами доктринального характера, которые станут основой для построения всех прочих нормативных актов, инструкций и положений. Эти документы позволят изменить систему не точечно, а в масштабе всех воинских частей страны. Это как раз те стандарты НАТО, о которых говорит президент и которые закреплены в новой военной доктрине. Кроме того, сейчас мы формируем логистическую доктрину, которая должна отвечать на вопросы, как формируются потребности военнослужащего, как формируются стандарты, как проходят закупки, как рассчитывается путь от солдата к поставщику. И как контролируется обеспечение каждого солдата. Ведь очень часто на складах лежит форма, которую по той или иной причине бойцы получить не могут.

Вот что пишет на своей странице в Facebook мобилизованный Артем Чех. "Нас забезпечили. Бійців, що готуються до зимування в землі. Одна пара зимових шкарпеток, кепка, штани з небезпечної тканини... Мають ще видати бушлат із тканини 2701. Але вони не рятують від холоду навіть зараз. В них ми ходили в учебці в травні… Мене намахують ще й тут, підсовуючи неякісне гівно, яке плавиться і розлазиться в руках".

— Какая это бригада? Обещаю вам сегодня же во всем разобраться. Я прямо сейчас напишу ему в личку. (Подходит к компьютеру и пишет короткое письмо.)

Кто занимается внедрением реформ в Минобороны?

— Проектный офис реформ, созданный по решению министра обороны. Этот офис формирует проектные команды реформаторов, у которых есть желание и возможность воплощать реформы, но которые при этом не становятся госслужащими. Эти менеджеры совместно с подразделениями Министерства обороны, Генерального штаба и военными частями создают рабочие группы, реализовывая задания Совета реформ, который я имею честь возглавлять. Большинство рабочих групп подписывают контракты с трастовым фондом, аудитором которого выступает международная консалтинговая корпорация PricewaterhouseCoopers, получая зарплату от этого фонда. Систему корпоративного управления нам помогает внедрять PricewaterhouseCoopers, институциональную реформу системы закупок — Ernst & Young, реформу обеспечения жильем — Deloitte, законопроекты по государственному и частному партнерству в сфере национальной обороны разрабатывала компания KPMG. Все они работают бесплатно — для них это социальные проекты. Но компания PricewaterhouseCoopers, выполнив часть работы, получила грант от правительства Великобритании.

Fullscreen

В Министерстве обороны будет внедрена система корпоративного управления. В чем это будет выражаться?

— В структуре Министерства обороны есть 116 предприятий, как правило, убыточных (не путать с Укр­оборонпромом, находящимся в подчинении Кабмина). Большинство директоров этих предприятий не заинтересованы в развитии, часто фиксируются случаи незаконного отчуждения имущества. По рекомендации PricewaterhouseCoopers мы создали для этих предприятий управляющий концерн, сформировали наблюдательный совет и поставили перед Национальным институтом стратегических исследований задачу разработать для этих предприятий стратегию развития на несколько лет. Кроме того, на конкурсной основе мы начали поиск новых топ-менеджеров.

Прозрачные торги

Уже полноценно реализован проект по электронным закупкам. Получили ожидаемый эффект?

— Минобороны стало единственным из украинских министерств, внедрившим систему электронных закупок на надпороговом уровне. (В некоторых других госструктурах также существует система электронных закупок, но только до условного порога 200 тыс. грн при закупках товаров и услуг и 1,2 млн грн при выполнении работ. — Фокус.) Любые поставщики на сайте www.prozorro.org могут включиться в электронные торги, участники которых не знают, с кем они торгуются. Сейчас мы хотим проводить онлайн-трансляции заседаний тендерного комитета, который по результатам электронных закупок принимает решение о заключении конкретных договоров.

Насколько сильным было сопротивление старой системы при внедрении электронных торгов?

— На нас было страшное давление. Некоторые сотрудники Департамента госзакупок обзванивали участников рынка и говорили им: "Не регистрируйтесь на сайте prozorro, потому что вы все равно придете к нам и будете, как всегда, договариваться". И в правительстве нам заявляли: "Электронные торги не предусмотрены Законом "О государственных закупках". Прежде чем их вводить, нужно принять некий глобальный закон". Но этот глобальный закон не принят до сих пор. А у нас уже есть экономия свыше 100 млн грн только по направлениям вещевого обеспечения, питания и обеспечения горюче-смазочными материалами.

"У солдат натовских армий тоже есть жалобы на форму: многие, к примеру, хотят носить вместо берцев кроссовки"


Юрий Гусев
о том, что украинские военные в своих претензиях к обеспечению не одиноки
Fullscreen
Юрий Гусев о том, что украинские военные в своих претензиях к обеспечению не одиноки

Удалось ли исключить из системы закупок коррупционную составляющую?

— Система электронных закупок находится под контролем Transparency International, международной организации, помогающей Украине в реализации реформ. Разработкой технических условий и стандартов вещевого обеспечения занимается специальный центр, который возглавляет герой обороны донецкого аэропорта подполковник 79-й бригады Дмитрий Марченко. Любые решения принимаются только после публичных обсуждений. Если кому-либо известно о проявлениях коррупции в системе госзакупок для армии, сообщите мне.

Какова судьба тех, кто годами разворовывал имущество Минобороны и работал за откаты? Удалось ли избавиться от них?

— Не только по каждому обращению к нам, но и по каждому посту в Facebook проводятся служебные расследования. В этом году мы провели десятки, а может, и сотни расследований. Посещая полигоны, казармы, блокпосты, я часто даю свой мобильный простым солдатам. Виновных понижают в звании и должности, объявляют выговоры, увольняют. Еженедельно увольняют по нескольку человек. Где теперь всесильные когда-то Грузинская, Берназ, Зражевский (бывшие чиновники Минобороны, отвечавшие за госзакупки и квартирный вопрос для военных. — Фокус)? В нынешнем году мы уволили 86 военных руководителей разного уровня и 13 гражданских. Фактически поменяли все руководство. Часто нам задают вопрос, почему эти люди не в тюрьме, однако Минобороны не имеет полномочий отправлять кого-либо за решетку. В наших силах провести служебное расследование, подтвердить факт нарушений и передать дела в прокуратуру. (Глядя в компьютер.) Увы, Артем Чех не отвечает…

Недавно был скандал о закупке Минобороны некачественных бронежилетов. Наказаны ли виновные?

— Это фейк. Мы проверили эти бронежилеты, они полностью соответствуют своему 4-му уровню защиты. Вообще мы очень часто получаем фейковые жалобы. Но все равно реагируем. Только по направлению "Питание" мы по полученным сигналам провели около 30 проверок. Как раз сегодня проверяли пост одного солдата о том, что в его части солдаты голодают. Мы приехали посмотреть. Оказалось, весь перечень продуктов у них есть. Хотя, признаю, иногда сигналы правильные.

Fullscreen

Солдаты жалуются на новую форму "Пиксель", которую торжественно презентовали весной прошлого года. Говорят, что летом в ней очень жарко. Кроме того, эта форма не горит, а плавится. Что с этим делать?

— В 2015 году мы изменили состав ткани, из которой шьют форму для украинской армии. Теперь форма изготовлена из более натуральных видов ткани, обеспечивающих больший комфорт. При этом мы делаем ее более плотной, чтобы обеспечить износостойкость. К слову, у солдат натовских армий тоже есть жалобы на форму: многие, к примеру, хотят носить вместо берцев кроссовки. Один из основных производителей берцев в США получает практически те же жалобы, что и наши производители.

Сытые, но не всегда довольные

Могут ли волонтеры, по-вашему, уже не заниматься поставками одежды и питания для армии?

— Мы ценим вклад волонтеров. Но на данный момент одеждой, обувью и питанием обеспечены все. Кстати, систему питания мы тоже начали реформировать. Пилотные проекты уже запущены в нескольких военных частях Львова и Одессы. В них каждый военнослужащий может выбирать из нескольких первых блюд, нескольких вторых и нескольких салатов. Каждый сам решает, сколько и чего ему съесть. Такой подход принят в международных миротворческих контингентах.

Вице-премьер-министр Геннадий Зубко в интервью Фокусу говорил, что для обеспечения военных жильем лучше не строить дома, а давать им деньги на приобретение жилья на вторичном рынке. Вы же недавно заявляли о начале строительства жилья для военнослужащих. Итак, компенсация или строительство?

— Если в некоторых местах лучше купить жилье, то в других — лучше построить. Особенно если под это у Минобороны уже есть собственный участок. В очереди на получение жилья сейчас стоят около 41 тыс. военнослужащих. На решение их жилищных проблем выделено 1 млрд 140 млн грн. Почти 28 тыс. грн на человека. Часть этого бюджета будет выплачена очередникам в виде компенсаций. А другая — направлена на строительство.

"В нынешнем году мы уволили 86 военных руководителей разного уровня и 13 гражданских. Нам задают вопрос: почему они не в тюрьме? Но Минобороны не имеет полномочий отправлять кого-либо за решетку"


Юрий Гусев
о том, почему армейские коррупционеры до сих пор на воле
Fullscreen
Юрий Гусев о том, почему армейские коррупционеры до сих пор на воле

Когда же мы увидим системные изменения?

— Электронные закупки уже работают. Создано три проекта в области военной медицины. Минобороны разработало военно-медицинскую доктрину, включающую, к примеру, проект автоматизации медицинских складов. Все медикаменты, которые привозят куда бы то ни было волонтеры, будут ставиться на учет в специальной системе. В ней же будет аккумулироваться вся медицинская информация о поступивших на лечение военнослужащих, в том числе информация из гражданских мед­учреждений.

Но пилотные проекты не могут быть свидетельством перемен во всей армии. Разве не так?

— Пилотные проекты являются начальной стадией реформ. Вначале проводится эксперимент, который показывает пользу нововведений. После того как мы видим положительные результаты "пилота", проект реформы масштабируется на всю систему. Например, эксперимент по пищевому обеспечению завершится в декабре 2015 года, а с 2016 года реформа будет поэтапно внедряться во всех частях. Поймите, даже если мы введем самую совершенную форму сейчас, не факт, что она останется такой через год. Совершенствование стандартов вещевого обеспечения в странах — участницах НАТО не заканчивается никогда. М-м-м… Тут мне Артем Чех написал в Facebook: "Дело не в форме, вы же понимаете, а в отношении к солдатам вообще". И свой номер мобильного прислал. Жаль, телефон у него отключен.

"Зрада" отменяется

Есть ли проблемы с поиском профессионалов для вашей команды?

— У нас небольшие зарплаты, но желающие идти на них тоже находятся. Моя зарплата со всеми надбавками — 10 тыс. грн.

Согласитесь, маловато, чтобы достойно жить, да еще и содержать Toyota Camry 2007 года, указанную у вас в декларации. На что вы живете?

— Toyota Camry я купил пять лет назад, когда еще не был заместителем министра. У меня есть накопления, поэтому сейчас могу посвятить себя работе чиновника, не задумываясь, на какие средства будет существовать моя семья. Это моя инвестиция в будущее страны. Простите, Артем Чех на проводе. (Берет телефон.)

Гусев: — Добрый день! Я — замминистра обороны Юрий Гусев. Скажите, что там у вас с формой не так?

Артем Чех: — Да все нормально. Все, что должны были выдать, выдали. Я в своем посте имел в виду отношение к солдатам.

Гусев: — Вот вы пишете, что ткань 2701 синтетическая. Это не так, она смесевая: 53% хлопок и 47% поли­эстер. И она как раз подходит для бушлатов, потому что отталкивает влагу.

Артем Чех: — Ну хорошо, я понял.

Гусев (положив трубку): — Вот видите, так часто бывает. В Facebook пишут "зрада", а звонишь — все нормально. Но чем больше будет таких писем и звонков, тем больше мы будем на чеку. Так что пусть звонят и пусть пишут. Всех интересующихся реформами в МО приглашаем на сайт Проектного офиса реформ. Мы говорим всем активным людям "спасибо", потому что благодаря им вся страна быстрее движется вперед.