Путь к Гааге. Какой суд должен рассматривать преступления России в Украине

Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

Крупнейшие международные организации почти одновременно, в течение одной недели, приняли ряд беспрецедентных по значимости решений относительно российско-украинского конфликта. Что они означают для Украины и России

Международный уголовный суд, также известный как Гаагский трибунал, назвал ситуацию, сложившуюся на территории Крыма и Севастополя, равнозначной международному во­оруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией — об этом говорится в прокурорском отчете, опубликованном 14 ноября. В документе, в частности, отмечается, что конфликт начался не позднее 26 февраля 2014 года, установление факта изначальной интервенции, повлекшей за собой оккупацию, не требуется.

На следующий день Россию впервые назвала оккупантом Организация Объединенных Наций. В этот день Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН принял предложенный Украиной проект резолюции о правах человека в Крыму. Цель документа — призвать Россию соблюдать свои обязательства как "оккупирующей державы в соответствии с международным правом", рассмотрение резолюции Генеральной ассамблеей ООН ожидается в декабре этого года. А 20 ноября Парламентская ассамблея НАТО официально признала факт агрессии Российской Федерации против Украины.

Фокус спросил у отечественных дипломатов, что означают эти решения для Украины и каковы их вероятные последствия для России.

дипломат, министр иностранных дел Украины в 2007–2009 годах


— Мне кажется, что в вопросе международной реакции на действия России наступает момент, когда количество переходит в качество. И то, что это происходит именно сейчас, скорее всего, действительно, не случайно: события развивались по восходящей, от меньшего к большему. Крым, Донбасс, Сирия, кибератаки, фактическое подталкивание мигрантов в направлении Европейского союза — все это шло шаг за шагом, и наконец-то, хоть я и сейчас в этом не до конца уверен, в западных столицах начали понимать, что Россия перешла все "красные линии" в своих отношениях с Западом. А раз так, то, хоть и с запозданием, хоть и с некоторой неоднозначностью, международное сообщество начинает реагировать. Перечисленные резолюции — это неполный список, можно вспомнить недавнее заявление Парламентской ассамблеи Совета Европы, а также заявления отдельных политических деятелей, которых тоже не стоит сбрасывать со счетов: руководителей НАТО, лидеров Германии, Франции, президента США Барака Обамы, который на завершающем этапе своих полномочий стал говорить достаточно реалистично. Все это дало определенные результаты.

"В западных столицах начали понимать, что Россия перешла все "красные линии" в своих отношениях с Западом"

Что будет дальше — вопрос даже более интересный, чем сами заявления. Каждый документ — лишь констатация существующего факта, но этого не достаточно для того, чтобы сдерживать агрессию. Для этой цели нужны очень четкие, конкретные планы по принятию целого комплекса логически обоснованных мер. И если бы этот следующий шаг был сделан, вот тогда шансов у российского агрессора стало бы намного меньше. При этом надо учитывать, что ООН, к сожалению, не может перейти к практическим действиям: Россия является членом Совета безопасности и обладает в нем правом вето, а это единственный орган ООН, который принимает решения, обязательные к исполнению. Так что остаются лишь резолюции Генассамблеи, которые носят рекомендательный характер, хотя их политический вес тоже имеет значение. Отдельного внимания заслуживает отчет прокурора Гаагского трибунала: это документ очень важен, если бы это было не так, Российская Федерация не сбежала бы столь поспешно от юрисдикции этого суда. Такая реакция свидетельствует, что в Москве очень испугались, но поздно: за свои действия в любом случае придется отвечать, причем, думаю, уже очень скоро. Разве что кремлевские лидеры станут невыездными за границы России и навсегда останутся в пределах своей страны, скрывшись таким образом от правосудия. Но не надо забывать, что времена меняются: когда-то и Советский Союз казался нерушимым, а потом вдруг исчез. Так что все может быть.

посол в странах Бенилюкс (в 1990-х), посол в Великобритании и Ирландии (1998–2002), судья Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (2001–2005), представитель Украины в Совете ООН по правам человека (2006–2010)


— Международное сообщество реагирует на агрессию России против Украины, и поскольку агрессия продолжается, то время от времени и отдельными государствами, и международными организациями принимаются решения, направленные против агрессора, — это закономерный процесс. И резолюция Третьего комитета Генеральной ассамблеи ООН, и резолюция Парламентской ассамблеи НАТО носят рекомендательный характер, но при этом они имеют высокий политический авторитет, способствуют формированию определенной правовой и политической позиции отдельных государств и укрепляют основания для применения и расширения санкций против России как государства-агрессора.

"Международное сообщество имеет полное право требовать выдачи фигурирующих в обвинительных актах лиц, и если они появятся на территории других государств — будут все основания для их ареста"

А что касается выводов прокурора Международного уголовного суда, то известно, что Верховная Рада еще 4 февраля 2015 года приняла постановление о признании обязательной юрисдикции Международного уголовного суда относительно ситуации, возникшей в результате вооруженной агрессии России и преступлений, совершенных ее руководством и личным составом ВС. Соответствующее заявление Украины было передано в МУС, и суд принял это дело к рассмотрению. Согласно процедуре, Украина должна была представить — и представила — доказательства совершения Россией военных преступлений. Доказательства были убедительными, и прокурор счел их достаточными для возбуждения уголовного дела против конкретных лиц — представителей высшего командного состава ВС Российской Федерации. Теперь, согласно процедуре, эти выводы прокурора должны одобрить судьи палаты предварительного судопроизводства, и лишь после этого прокурор сможет сформулировать обвинительные акты по каждому из лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений. После этого обвинительные акты следует вручить подозреваемым, для чего подозреваемые должны быть вызваны в Гаагу. Если они не явятся, прокурор выдаст ордер на их розыск и арест — и тогда начнет действовать соответствующая международная процедура по задержанию подозреваемых. Выдавать или не выдавать суду своих граждан — не только суверенное право, но и обязанность каждого государства, когда этого требует международное право. Однако Россия отнюдь не славится склонностью к уважению международного права. Тот факт, что после публикации прокурорского отчета РФ отозвала свою подпись под Римским статутом МУС — еще одно тому подтверждение. Вместе с тем международное сообщество имеет полное право требовать выдачи фигурирующих в обвинительных актах лиц, и если они появятся на территории других государств — будут все основания для их ареста.