Крым на троих. Как украинский депутат, адвокат Трампа и его бизнес-партнер сдавали Путину полуостров

Андрей Артеменко / Фото: Вадим Чуприна
Андрей Артеменко / Фото: Вадим Чуприна

Фокус разбирался, какую цену установили за долгосрочную аренду и чем такие предложения грозят на самом деле

Related video

Администрация Дональда Трампа работает под девизом "Ни дня без громкого скандала". Народный депутат Радикальной партии Андрей Артеменко всерьез задумался, не стать ли ему украинским Трампом, и предложил Белому дому свой формат урегулирования конфликта на востоке Украины. Только вот незадача: для реализации его планов нужно сдать Крым в аренду России лет на 50–100. А для еще большего примирения с Кремлем Украине стоит заменить президента. Для этого Артеменко якобы даже предоставил вместе со своим планом мирного урегулирования компромат на Петра Порошенко. "Радикального" мечтателя поддержали соратники Трампа — его бывший бизнес-партнер Феликс Сейтер и адвокат Майкл Коэн. Последний услужливо положил предложение об аренде на стол бывшему советнику американского президента Майклу Флинну. Троице арендодателей не повезло: Флинн так и не успел ответить на письмо, спешно покидая кабинет из-за обвинений в связях с Россией. Фокус разбирался, какую цену установили за долгосрочную аренду и чем такие предложения грозят на самом деле.

Радикальная команда

Подробности плана сдачи Крыма в аренду Кремлю стали известны из материала The New York Times "План урегулирования для Украины, который доставили в Белый дом через задние двери". Американское издание так описывает троицу "арендодателей" Крыма: Андрей Артеменко, который видит себя будущим лидером Украины в стиле Трампа, американец российского происхождения Феликс Сейтер, признавшийся в причастности к мафии, и доверенное лицо президента Майкл Коэн, которому Трамп, еще будучи бизнесменом, поручал решение сложных проблем, как, например, осуществление проекта по единоборствам или строительство башни Трампа в Грузии.

И у Сейтера, и у Коэна, и у Артеменко есть много скелетов в шкафу. В начале нулевых Артеменко провел два с половиной года в киевской тюрьме. Его обвиняли в многомиллионных махинациях, связанных с трансферами футбольного клуба ЦСКА (Киев). Обвинения потом сняли, а сам Артеменко полностью отрицает свою вину, называя дело политически мотивированным. После освобождения он возглавил фракцию БЮТ в Киевском городском совете, впоследствии поддержал большинство Черновецкого. С 2008-го по 2012 год фирмы, принадлежащие Артеменко, занимались военной логистикой и поставкой вооружений в горячие точки. В Верховной Раде Артеменко оказался благодаря спискам Радикальной партии Олега Ляшко, оставаясь в тени большой политики до тех пор, пока не наступил его звездный шанс почувствовать себя "украинским Трампом". "Некоторые коллеги в парламенте называют его продажным, ненадежным и просто незначительным человеком, однако похоже, что он накопил большое состояние", — пишет о нем The New York Times.

Суть предложения Артеменко, Сейтера и Коэна — нужно мириться с Россией. Чем быстрее, тем лучше. Цена, судя по всему, значения не имеет

Артеменко — большой фанат Трампа. Во время предвыборной кампании он ездил за будущим президентом США по следам, посетив даже съезд Республиканской партии в Кливленде. "Пришло время новых лидеров, новых подходов в управлении страной, новых принципов и новых переговорщиков в международной политике. Пришло наше время!" — написал народный депутат в Facebook, очевидно имея в виду себя.

Масштаб обвинений растет, когда речь заходит о других "арендодателях" — Сейтере и Коэне. Первый, по информации The New York Times, несколько лет назад признался в манипулировании акциями в пользу мафии. Насчет Коэна все сложнее: ФБР расследует обвинения в его адрес в том, что адвокат Трампа якобы встречался с представителем России в Праге и обговаривал российские хакерские атаки на Демократическую партию. В Украине, по данным издания, он когда-то вместе с родственниками своей жены-украинки пытался наладить производство этилового спирта.

Договор аренды

Суть предложения Артеменко, Сейтера и Коэна — нужно мириться с Россией. Чем быстрее, тем лучше. Цена, судя по всему, значения не имеет. Задумка плана Артеменко велика и благородна — выведение российских войск из оккупированного востока Украины. В обмен на это украинские избиратели должны проголосовать на референдуме, ответив на вопрос, стоит ли отдавать России Крым в аренду на 50 или 100 лет.

Намерения Артеменко далеки от благородства: за счет помощи американского президента, которому может понравиться идея российско-украинского примирения, а также имиджа благодетеля вместе с якобы имеющимся компроматом на Петра Порошенко, народный депутат мечтает о повышении в своей политической карьере.

"У нас же из-за отсутствия идей членство [в ЕС и НАТО] стало целью, но не нации, а коррумпированной политической элиты во главе с президентом Порошенко. И его выступление и поведение в Мюнхене лишний раз меня убедило в том, что он так ничего и не понял. Этакий upgrade Янукович 2.0. Только несравненно умнее, хитрее, образование, неплохо говорящий по-английски", — написал Артеменко в своем Facebook позавчера о мюнхенской речи украинского президента.

По информации The New York Times, Артеменко заявил, что высокопоставленные помощники Путина поддержали его усилия. Кто именно — неясно, зато понятно, что может выиграть Кремль, если бы такое предложение было реальным: пророссийских политиков у власти, фактическое признание Крыма российским и избавление от ненужных ей регионов на востоке Украины, которые и без российских войск надолго останутся источником нестабильности и проблем.

Американский след

Все заявления о близости Артеменко к Трампу или к верхушке американской политики — чистой воды фарс. Масштабы фигур несопоставимы. Намного опаснее другое — зачем два доморощенных дипломата из окружения Дональда Трампа встречаются в шикарном отеле Loews Regency на Парк-Авеню с украинским депутатом.

Самому Трампу, скорее всего, безразлична судьба как Крыма, так и оккупированных территорий в Донбассе

Неделю назад в отставку подал советник президента США по вопросам национальной безопасности Майкл Флинн. Его обвиняли в тайных переговорах с российским послом о снятии американских санкций. За полгода до этого похожая судьба постигла бывшего руководителя предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта, которого обвиняли в получении денег из "черной бухгалтерии" Партии регионов. Вероятно, оба случая — не последние, когда политики, приближенные к Трампу, попадают в центр скандала из-за своих связей с Россией.

Самому Трампу, сколько бы он не писал постов в Twitter о том, что Россия должна отдать Украине Крым, скорее всего, безразлична судьба как полуострова и оккупированных территорий в Донбассе, так и всей Украины. Зато Трампу небезразлично украинско-российское примирение, возможность снятия американских санкций с России и восстановление бизнес-связей между Вашингтоном и Москвой.

С уходом Флинна несколько ключевых политических фигур в Вашингтоне выдохнули и коварно улыбнулись. Среди них противник сближения с Россией министр обороны Джеймс Мэттис и главный стратег Белого дома Стивен Бэннон, команда которого слишком явно конкурировала с Флинном. Тем не менее отставки Манафорта и Флинна — не знак разворота внешней политики Вашингтона по отношению к России. Это просто показатель того, что Трамп готов расстаться с кем угодно из своей команды, если этот кто-то создает слишком большие имиджевые риски.

Под давлением главы Пентагона Джеймса Маттиса и директора ЦРУ Майка Помпео теплые чувства администрации Трампа к России могут несколько ослабнуть, а похвала в адрес Путина перейти в умеренную критику, возможно, даже с сохранением санкций. С другой стороны, трио новоиспеченных дипломатов, предлагающих украинцам голосовать за госизмену, — сигнал того, что Вашингтон не будет слишком заботиться об Украине, когда речь зайдет о национальных интересах США.