Военные Украины, объединяйтесь. Чем отличается Операция объединенных сил от АТО

Фото: pravda.lutsk.ua
Фото: pravda.lutsk.ua

Операция объединенных сил представляет собой новый формат в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны на Донбассе. Этот формат предусматривает и некоторое ограничение прав и свобод. Фокус разбирался, что поменяется на востоке Украины с 1 мая

Related video

Закон об особенностях государственной политики и обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях (так называемый закон о реинтеграции Донбасса) был принят 18 января текущего года. Скрепив его подписью 20 февраля, президент Петр Порошенко поручил закончить все подготовительные процедуры до 1 апреля. Помимо прочего, документ описывает правовой статус проведения Операции объединенных сил (ООС), что должно отразиться на формате проведения Антитеррористической операции. Ожидается, что ООС начнется 30 апреля.

"Формат должен измениться 30 апреля. Это кардинально меняет организацию управления военной структурой. Руководство переходит к вооруженным силам Украины. В ВСУ появляются дополнительные полномочия по реагированию на агрессию, а части и подразделения Национальной гвардии, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы, Национальной полиции и другие силовые органы переходят в подчинение вооруженных сил Украины", — сообщает президентская пресс-служба.

Бывший заместитель руководителя сектора "М" Виктор Шидлюх рассказывает Фокусу, что 2 мая в Краматорске состоится брифинг командующего Объединенными силами Сергея Наева, на котором он даст необходимые разъяснения.

"Уже можно и, я думаю, правильно будет анонсировать мероприятие. Тогда будут ответы на все вопросы, которые возникают", — предупреждает Шидлюх.

По его словам, для перехода к ООС необходимо было внести изменения в более чем 80 нормативно-правовых актов. Но после принятия закона о реинтеграции Донбасса необходимость в этом трудоемком процессе отпала. На сегодняшний день разработаны и ожидают подписи постановления Кабинета министров о принципах пересечения границ зон безопасности лиц и товаров, а также применения оружия. Правительство должно определиться с перечнем населенных пунктов, которые войдут в зоны безопасности.

Законное право

Согласно закону о реинтеграции, командующий ООС получает особые полномочия в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий. Границы этих зон определяются начальником Генерального штаба ВСУ по представлению командующего Объединенными силами (ОС). Все лица, задействованные в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, подчиняются командующему ОС. Его решения являются обязательными к исполнению.

Начало ООС не означает автоматического окончания АТО. Антитеррористический центр при СБУ может проводить операцию по мере необходимости

Вмешательство любых лиц, независимо от должности, в управление проводимыми мероприятиями не допускается. Командующий ОС может закрывать проезд через линию разграничения, а личный состав, задействованный в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, имеет право применять оружие и специальные средства, задерживать и доставлять лиц в органы Национальной полиции, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов — задерживать их для установления личности. Кроме того, военным предоставляется право осуществлять личный досмотр граждан, досмотр вещей, транспортных средств и грузов, временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия). Еще одним пунктом является право проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций.

Полномочия командующего ОС определяются положением об Объединенном оперативном штабе ВСУ, которое разрабатывается Генштабом ВСУ и утверждается Верховным главнокомандующим (президентом Украины) по представлению министра обороны. На момент публикации материала документ не был подписан и обнародован.

Слово офицерам

Начальник управления Генштаба по связям с общественностью Богдан Сеник заявил Фокусу, что "вопрос отработан на уровне Генштаба, а документ передан на подпись президенту". Он не стал уточнять полномочия командующего ОС, которые прописаны в документе.

"Сейчас все полномочия указаны в законе о реинтеграции, Генштаб положение об Объединенном оперативном штабе разработал, документы переданы дальше", — утверждает Сеник.

Отметим, что командующий ОС назначается на должность президентом по представлению начальника Генштаба.

Шидлюх уточняет, что начало ООС не означает автоматического окончания АТО. Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины может проводить операцию по мере необходимости.

"У ООС задачи по обеспечению национальной безопасности и обороны, а у антитеррора другие — борьба с терроризмом. ООС — это новая форма использования методов для выполнения задачи, в соответствие с принятым законодательством", — говорит Шидлюх Фокусу.

Закон о реинтеграции Донбасса ставит под угрозу гражданские права в зоне проведения ООС

Бывший заместитель председателя СБУ Виктор Ягун напоминает, что решение о прекращении АТО в таком виде, как она сегодня проходит, должен принимать глава государства.

"Насколько я помню, Турчинов, который исполнял обязанности президента, подписал документы о начале проведения АТО. Президент должен его и заканчивать. Антитеррористический центр при СБУ может бороться с террористами, но координацией уже не будет заниматься", — поясняет Ягун Фокусу.

Бывший заместитель начальника Генштаба Игорь Романенко считает, что главным новшеством ООС является изменение организации системы управления. Теперь все силы, задействованные в зоне проведения АТО, будут подчиняться одному командующему ООС, а не объединенному координационному штабу АТО, как было ранее.

"Будет централизация управления, а не общая координация при АТЦ СБУ. Российская Федерация разобралась еще в первую Чеченскую войну, что нужна централизация, ее потом применили во время второй войны. Мы переходим к этому только сейчас. Это как в боксе — цельный удар кулаком или открытой перчаткой", — Романенко делится подробностями с Фокусом. Он не исключает, что на территории зон безопасности могут проявляться элементы военного времени.

"Формально можно говорить о временном ограничении некоторых прав и свобод. Если силы ООС случайно вытопчут кому-то клумбу или сдвинут сарай, на то есть все законные права. А не то, как сейчас, когда штаб закидывают исками. Может ограничиваться перемещение или, например, глушиться сигнал телевидения государства агрессора", — поясняет Фокусу один из сотрудников Генштаба на правах анонимности.

Правозащитник Евгений Захаров считает, что закон о реинтеграции Донбасса ставит под угрозу гражданские права в зоне проведения ООС. По его мнению, документ снимает с Украины материальную ответственность за имущественные потери.

"Мы правильно сделали, что всю ответственность переложили на агрессора Россию, но пункты закона можно трактовать двояко. Мы ожидаем, что международный трибунал в будущем поможет взыскать ущерб, но уже сегодня людям нужно дать понять, кто заплатит за их имущество", — говорит Захаров Фокусу.

Напомним, 13 апреля 2014 года Совет национальной безопасности и обороны принял решение о начале проведения Антитеррористической операции с привлечением вооруженных сил. Решение было принято в ответ на военную операцию Российской Федерации по захвату Крымского полуострова и боевые действия на Донбассе.