Кровь, любовь и беженцы. Зачем смотреть фильм "Дипан"

Фото: kinowar.com
Фото: kinowar.com

В украинский кинопрокат выходит лента Жака Одиара "Дипан". Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля в 2015 году

Французскому режиссеру Жаку Одиару снимать мрачные фильмы не в новинку – достаточно вспомнить его дебютную работу "Смотри, как падают люди" (1994) или более поздний криминальный триллер "Читай по губам" (2001). На этот раз в центре внимания режиссера мигранты, живущие на птичьих правах в "гостеприимной" Европе.

О Шри-Ланке наслышаны многие. О 26-летнем конфликте, который раздирал эту страну пополам, – единицы.

Тем не менее, увидев в первых кадрах сначала костер, на котором сжигают тела мертвых, а затем безразличие к происходящему в глазах живых, зритель быстро входит в курс дела: на острове Шри-Ланка — гражданская война, которой не видно конца и края. Как и в Украине, там есть центральная власть, воюющая за единство страны, боевики-сепаратисты, требующие отделения одного из регионов и превращения его в независимое государство, и беженцы, которые устали и хотят начать жизнь с чистого листа.

Мудрый режиссер не заставляет зрителя вникать в тонкости военного конфликта. Ему важнее на примере одной семьи показать трагедию людей, которые вынуждены искать пристанище там, где их никто не ждет.

Главный герой – боевик, который потерял семью, а вместе с ней и охоту воевать. Символичен момент, когда он бросает в костер свою военную форму. Символично, но не пафосно.

Несмотря на то, что исполнитель главной роли Джесутасан Антонитасан – непрофессиональный актер, он прекрасно вжился в роль, как не смог бы, наверное, ни один профессионал. Еще бы: тамильцу Антонитасану, бывшему сепаратисту, который не говорит по-французски, пришлось сыграть в этой ленте самого себя.

По сюжету, главный герой получает фальшивые документы и вместе с двумя беженками мигрирует в Европу, надеясь получить там кров и гражданство. Псевдосемья не очень ладит между собой: "мать" (Калиеасвари Сринивасан) надеется сбежать в Великобританию, оставив "дочь" (Клодин Винаситамбу) на "отца". Того, в свою очередь, мало волнуют проблемы "семьи" – ему бы в себе разобраться, в нем все еще бушуют чувство опасности, обостренная жажда справедливости и боль от утраты настоящей жены и дочерей.

"Некоторые люди думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берешь с собой себя"


Нил Гейман
писатель
Fullscreen
Нил Гейман писатель

Персонажу Джесутасана Антонитасана веришь. С первого кадра и до последних минут фильма. Даже когда режиссеру зачем-то вздумалось превратить мигранта в эдакого голливудского героя тамильского разлива, который отправляет на тот свет около двух десятков головорезов. И все это во имя спасения любимой женщины.

Фильм придется по вкусу меломанам – благодаря стараниям композитора Николаса Джаара, и полиглотам – из-за языкового разнообразия. В ленте звучат французский, английский, тамильский языки.

Хеппи энд в фильме присутствует. А ощущение того, что у героев все наладилось и они переступили внутренний барьер, – нет.