Как снять кино. Девять советов будущим победителям Канн и владельцам Оскаров
Создатели фильма "Искры" Чарльз Спано и Клер Карре рассказали Фокусу о том, как собрать деньги на свой первый фильм и почему бесконечно переписывать сценарий это нормально
О чем фильм
"Искры" — картина в жанре научной фантастики. Мир накрыла эпидемия амнезии. Проснувшись утром, люди не могут сказать, как здесь оказались, чем занимались вчера, год назад или в детстве. Не имея прошлого, герои борются за будущее. Каждый из них делает это по-своему: кто-то ищет спасение в книгах, другой — ни на шаг не отходит от своей жены, надеясь, что это поможет не забыть ее.
Кто они
Чарльз Спано — сценарист, Клер Карре — режиссер фильма Embers ("Угольки"), представленного на кинофестивале "Молодость" как "Искры"
Почему они
Embers был отмечен на нескольких кинофорумах, в том числе получил главный приз кинофестиваля в Новом Орлеане
Чарльзу Спано и его жене Клер Карре присуща какая-то неуловимая "птичья" черта. Кажется, они не ходят, а порхают, а их речь похожа на щебет — даже если они говорят о сложностях, без которых не обходятся съемки. При этом они излучают такую мощную энергетику, что мой диктофон только с третьей попытки начинает работать в нормальном режиме.
Наш разговор длился час — ровно столько понадобилось на то, чтобы вспомнить самые интересные моменты съемок американо-польского фильма "Искры" и составить пошаговое руководство для тех, кто хочет достичь успехов в кино.
1
Хватит мечтать, пора создавать
Клер: — Решение снимать кино пришло ко мне примерно в четырнадцать лет. С самого детства принимала участие в театральных постановках, позже были уроки фотографии. А затем я осознала: с помощью фильмов передавать истории получится круче.
Чарльз: — А я подростком работал в магазине видеопроката. Пересмотрел много фильмов, потом решил сам писать сценарии. Не думаю, что хотел тогда попасть в киноиндустрию.
Что касается этой киноленты, ни мне, ни Клер не хотелось просить у кого-то деньги на съемки, потом зависеть от них. В ноябре 2013-го было решено: не важно, как сложатся обстоятельства, не важно, какой успеем собрать бюджет, в апреле 2014-го начинаем съемки фильма.
2
Брать пример с других не стыдно
Чарльз: — Сценариев, которые могли бы стать образцами для начинающих, сколько угодно. Один из моих самых любимых — "Реприза" (драма норвежского режиссера Йоакима Триера, вышедшая в 2006 году. — Фокус).
Клер: — Что касается режиссуры, то достойный образец для подражания — Вонг Карвай. Он дарит зрителю ощущение ностальгии, заставляет оглядываться назад, на прошлое. Почти все его работы обладают такой способностью. И мне это очень нравится.
3
Да здравствует синергия
Чарльз: — Благодаря тому, что Клер принимала участие в написании сценария, она как режиссер получила именно то, что хотела.
4
Писать и снимать нужно о том, что тебя действительно волнует
Клер: — "Искры" — мой первый фильм. Для меня было важно, чтобы в нем присутствовало что-то личное. И размышляя о том, что же для меня важно, я все время приходила к теме воспоминаний, ностальгии.
Память — это духовный отпечаток, она уникальна для каждого. Даже если речь идет об общих воспоминаниях. Например, через месяц из этого разговора ты будешь помнить одно, я — другое, Чарльз — третье. Одному запомнится какая-то фраза, кому-то — текстура диванной подушки.
5
Отступать от первоначального плана — нормально
Чарльз: — Сначала наш сценарий был другим. Позже стало ясно: на сбор денег для этого проекта понадобится больше времени. А нужен был сценарий, по которому можно было быстро начать съемку. Пришлось выкручиваться.
Клер: — Все части фильма мы сняли в течение года. Первую — в апреле, в штате Индиана, вторую — в июле, в Нью-Йорке, последнюю — в ноябре, в Польше. В перерывах между съемками я редактировала уже отснятые сцены. Это был самый переписанный сценарий в мире.
Мы видели, как фильм рос во время съемок. Кроме того, связь между разными сценами в картине отличается от задуманной в сценарии.
Кадры из фильмов Чарльза Спано и Клер Карре / Фото: embersmovie.com
6
Встречают по названию, провожают по содержанию
Чарльз: — Как писателя меня не пугает чистый лист. Но название фильма и имена героев должны быть до того, как начинаю писать сценарий. И тогда мне отлично работается. В этот раз пришлось работать без "титулки".
Клер: — Мы перебрали несколько вариантов названий, пока работали над фильмом. Первое никто не мог запомнить. Мы поняли: не годится. Звучал также вариант "Мы здесь были". Но фильм с таким названием уже есть (We were here — фильм Дэвида Вейсмана и Билла Уэбера. — Фокус). У финального названия несколько смысловых нагрузок.
Чарльз: — Несмотря на проблемы с памятью, наши герои — остатки человечества, угольки.
Клер: — Каждый из них готов вспыхнуть вновь. Есть в них еще какая-то искра, в каждом своя. Кроме того, если вы "забудете" первые три буквы в слове remembers, получится embers.
7
Необязательно тратить баснословные суммы на декорации для съемок. Иногда стоит оглядеться вокруг
Клер: — Большого бюджета у нас не было, поэтому мне пришлось самому искать подходящие для съемок локации. В нашем сценарии было много необыкновенных мест — к примеру, покинутая церковь. Ее я нашла в штате Индиана.
Мы отправились туда на разведку и нашли заброшенную многоэтажку, которая тоже была в сценарии. Там мы и сняли сцену с влюбленными, которые просыпаются в покинутом доме. Актерам не пришлось изображать блуждающих по покинутому помещению людей. Они действительно в нем находились и показывали то, что ощущали.
А в Польше мы воспользовались немецким бункером времен Второй мировой. Съемки получились очень реалистичными.
8
Нужно уметь ставить точку
Клер: — Будем ли мы снимать продолжение? Нам многие говорят: "Поскорее бы увидеть следующую часть!" Ее не будет. У зрителей должна быть возможность придумать свою развязку, которая им больше по душе.
9
Главное — не только верить в себя, но и оставаться реалистом
Чарльз: — Собирая бюджет для фильма "Искры", мы воспользовались сервисом Kickstarter. Это отличный инструмент для того, чтобы получить небольшую стартовую сумму для съемок и убедить будущих спонсоров, что с вами можно иметь дело. Имея какую-то сумму и 200 "кикстартовцев", вложивших деньги в ваш проект, можно идти к спонсорам и говорить: "Посмотрите, у нас уже есть некая сумма и люди, которые нас поддержали". Это повышает градус доверия.
Для сценариста — если он хочет быть независимым мувимейкером — важно увидеть, есть ли у сценария шанс попасть на экран. Нужно помнить: мы пишем сценарии для того, чтобы их экранизировать. С самого начала обдумайте все так, чтобы у сценария не осталось ни единого шанса не превратиться в фильм.
И финансовые, и географические ограничения, если учесть их еще во время написания сценария, сделают историю только круче. Нужно учиться превращать недостатки в преимущества. Методов для этого множество.
Общаясь со студентами одной киношколы, мы приводили в пример короткометражный фильм "Первый" Дэвида Лоури. Действие происходит в одной комнате, герои — отец и сын. Захватывающая история, невероятные эмоции, и все это в четырех стенах комнаты.
- Читайте также: Сокровище в снегах. Фильмы не для проката
Всем, кто хочет снять свой первый фильм, стоит посмотреть эту работу и сказать себе: границ нет, мы тоже так можем, все зависит от нашего воображения и способности писать. Достать цифровой зеркальный фотоаппарат, найти двух актеров и снять все это в одной комнате может каждый.
Чарльз говорит, что скоро они отправятся на Корсику. Там будет разворачиваться действие в их новом фильме. Какими бы ни были его название, локация и бюджет, у этого творческого дуэта все получится. Как по взмаху крыла.