Когда мир сошел с ума. Зачем смотреть фильм Спилберга "Мост шпионов"
В прокат вышел исторический фильм Стивена Спилберга "Мост шпионов" о том, как надо противостоять большинству, даже если это большинство — нация
1957 год. Холодная война в разгаре. Американские дети изучают азы защиты при ядерной атаке. В Берлине заканчивается строительство позорной стены — свидетельство поражения человеческого в человечестве после Второй мировой.
Агенты ФБР арестовывают советского разведчика Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс). В эпицентре конфликта между ССCР и США оказывается американский адвокат Джеймс Донован (Том Хэнкс), которому ассоциация адвокатов предлагает защищать советского шпиона. Во время холодной войны представлять интересы советского разведчика в Америке было приблизительно так же непопулярно, как, предположим, защищать в суде Януковича у нас сейчас.
Джеймс Донован со своей задачей справился хорошо, полагая, что соблюдение закона превыше всего, и добился отмены смертной казни Абелю. В этот момент и началась любимая игра людей под названием "травим-хором". Спилберг показывает это парочкой мощных эпизодов — реакция соотечественников на Донована в общественном транспорте плюс сцена с обстрелом его дома из ружья неизвестными активистами и словесной вонью одного из полицейских насчет Донована и его семьи. И по Спилбергу выходит так, что человек, сохраняющий в себе человеческое, стал врагом нации номер два — сразу вслед за советским шпионом, разумеется.
Не надо идти на поводу у всех, по возможности сохраняя "лица необщее выраженье", — основная мысль ленты
Впрочем, на выручку Доновану пришли обстоятельства — в плену у Советов оказался американский летчик-разведчик. Советский шпион и американский пилот родину любили и военные тайны не выдали. Кроме того, в плен к гэдээровской службе безопасности Штази попал американский студент. Организовать обмен поручают Джеймсу, он отправляется в Берлин.
Веса фильму добавляет тот факт, что сценарий писали такие зубры, как Мэтт Чарман и братья Коэны. Дуэт Тома Хэнкса и Марка Райлэнса — настоящий подарок поклонникам психологического жанра. Оба они играют людей со стержнем. Стойких мужиков, как выразился однажды герой Райлэнса.
В реальности Абеля обменяли на американского пилота-разведчика Фрэнсиса Пауэрса в 1962 году. Обмен состоялся на Глиникском мосту, посредине которого проходила граница между Западным Берлином и ГДР. Человечность адвоката, кинематографично воспетая Спилбергом, вызывает слезы умиления у американцев, бабушки и дедушки которых в свое время готовы были разорвать прототипа героя Хэнкса в клочья. Не надо идти на поводу у всех, по возможности сохраняя "лица необщее выраженье", — основная мысль ленты. Таких людей, как правило, один процент, но на них все держится. Они становятся отмазкой (читай оправданием), когда стихает буря. Немцы после войны с маниакальностью параноиков разыскивали своих шиндлеров, их единицы, и почти о каждом уже написаны талмуды.
По словам режиссера, он не собирался снимать историю о политике, он хотел снять кино о времени, когда сам формировался, и заодно напомнить, что раньше мир едва ли был лучше. Это очень своевременная лента. Особенно для тех, кто призывает ненавидеть других. Когда мир сходит с ума, самое время показать ему лицо человека. Как это сделал однажды адвокат Донован.