В ожидании мокрухи. Зачем смотреть фильм "Волна"
В прокате норвежский номинант на Оскар – фильм-катастрофа "Волна". Режиссер ленты – Роар Утхауг, будущий постановщик ремейка "Лара Крофт – расхитительница гробниц"
"Волна" в Норвегии стала самым кассовым фильмом 2015 года – за первые три недели проката в стране с 5-миллионным населением картину посмотрели более полумиллиона зрителей. Более того, лента выдвинута на Оскар-2016 в номинации "Лучший зарубежный фильм". Имя режиссера ленты Роара Утхауга должно заинтересовать фанатов "Лары Крофт – расхитительницы гробниц". Ухтауг скоро возьмется за съемки ремейка этого блокбастера, релиз которого запланирован на 2017 год.
Действие "Волны" происходит в маленьком горном городке на фоне сурового романтического пейзажа страны викингов. Геолог Кристиан (Кристоффер Йонер) едет в машине по извилистой дороге, напевает песню – ему сегодня исполнилось сорок и он намерен покинуть маленький горный городок. Дома его ждет красивая жена и двое прелестных ребятишек: мальчишка лет пятнадцати и дочка семи-восьми лет. Все они заняты сбором вещей в дорогу. Отношения между супругами идиллические. Впрочем, Кристиан немного опечален тем, что ему придется покинуть станцию геологического мониторинга. Он обещает жене сегодня же поехать с детьми устраиваться на новом месте, но прежде, что совершенно логично, зайдет к коллегам попрощаться. Что он и делает. И тут, как говорила моя преподавательница истории, когда я получала тройбан – раздается первый звоночек, возвещающий о неминуемой беде.
Бегут люди, переворачиваются автомобили, падают автобусы, кричат птицы, в общем, происходит визуальная апокалипсическая красота на экране, которую мы все заждались
Кристиан видит данные сейсмодатчиков и они отчетливо показывают, что уровень воды упал. А это может привести к обвалу породы в горную реку. И тогда город накроет гигантская десятиметровая волна, которая сметет его в считанные секунды. Между тем коллеги Кристиана, в отличие от зрителя, пребывают в полном и безмятежном расслабоне: они тут давно сидят, видали многое, а датчик может сбоить. Кристиан нехотя соглашается с аргументацией коллег-геологов, в компетентности которых я усомнилась ровно в тот момент, когда он стал объяснять им, почему происходят тектонические сдвиги. Я видела "Разлом Сан-Андреас", фильм выхолощенный и с туповатыми персонажами, но оказалось, что американские герои по сравнению с норвежскими – профессура с моментальной реакцией. "Пора жать на кнопку, вывозить людей", – вопил во время просмотра мой внутренний геолог, но этого не происходило.
По законам жанра ситуацию надо нагнетать. И это правильный закон. Другое дело, как это делает норвежец. Как горячий эстонский парень из анекдота. Еще минут тридцать экранного времени Кристиан ходит с озабоченной физиономией, неврастенично наблюдает за полетами птиц, которые вопят, как у Хичкока, тормознуто пакует коробки, втыкает в речной пейзаж, говорит о какой-то ерунде с сыном. И потом решает остаться в городке, жители которого, конечно, не в курсе грядущей проблемы и потому ходят с безмятежными лицами идиотов и давят приветливую лыбу друг другу.
Когда же дело все-таки доходит до сдвига породы и сотрудница геологической станции жмет на красную кнопку, зритель с облегчением выдыхает. И тут уж случается полная мокруха в городе, в прямом и переносном смысле этого слова. Шикарная десятиметровая волна, профессионально созданная с помощью новейших компьютерных технологий, наконец-то заставляет содрогнуться потомков викингов от ужаса, а туристов взвыть и почти сбрендить от страха. Бегут люди, переворачиваются автомобили, падают автобусы, кричат птицы (хотя нет, они уже улетели к тому моменту), в общем, происходит визуальная апокалипсическая красота на экране, которую все заждались. И, о чудо, у главного героя появляется цель, без которой любой персонаж выглядит так же уныло как дохлый кошак. Наш герой пойдет на все, чтобы спасти свою семью.
Впрочем, даже в момент, когда город стирает с лица земли гигантское цунами, герои ухитряются вести себя либо как горячие эстонские парни, либо вопреки какой бы то ни было мотивации.
"Волну" нельзя причислить к провальным лентам, потому что снята она хорошо. Кристоффер Йонер, играющий главного героя, отрабатывает свою роль сдержанного неврастеника настолько убедительно, насколько это возможно в пределах персонажа. Но на этом, увы, достоинства картины заканчиваются. Сценарий надо было бы выбросить сразу, и на его основе написать другой: с крепкой историей, с выпуклыми характерами, объяснить, почему эти люди живут тут. Хочет или не хочет Кристиан уезжать? Чем притягивает его гора-убийца? Что тут делают прочие жители и каковы они? Жизнь в горах накладывает отпечаток на характер и вряд ли он выражается исключительно в том, что каждый второй местный – тормоз. Либо пойти и вовсе простым путем – дать жару через отношения мужа и жены, как это сделано в том же "Разломе Сан-Андреас", придумать проблему героям, дотянуть до точки кипения. Потому что даже в идиллических отношениях как в норвежской картине всегда есть трещина, которую надо доводить до тектонического сдвига. Иначе зритель уснет. Впрочем, финальная информация взбодрит кого угодно, включая норвежцев. В Норвегии действительно есть гора, которая может рухнуть. Причем, не исключено, даже раньше, чем фильм "Волна" пролетит мимо Оскара.