Пятьдесят оттенков "Оскара". На кого ставят букмекеры в борьбе за золотую статуэтку

Главная интрига 88-й церемонии вручения "Оскара" — получит ли золотую статуэтку Леонардо Ди Каприо. По прогнозам букмекеров, его шансы велики как никогда. Но интрига есть и в остальных номинациях

12 февраля стартовало финальное голосование американских киноакадемиков — его результаты станут известны в предпоследний день зимы.

Леонардо Ди Каприо в номинации на лучшего актера по праву может считаться главной изюминкой "Оскара" этого года. Актер шестой раз номинируется на кинопремию и, судя по ставкам букмекеров (50 к 1), в этот раз заветная статуэтка ему гарантирована. Но интерес публики к предстоящей 88-й церемонии подогревают и другие тонкости.

Среди них, к примеру, скандал, разгоревшийся в Голливуде в начале января, когда выяснилось, что среди двух десятков номинированных на различные награды актеров нет ни одного темнокожего. Конечно, это не сравнится со скандалом 1940 года, когда из-за политики сегрегации первая темнокожая актриса-лауреат Хэтти Макдэниел была вынуждена просидеть всю церемонию в специально отведенной для нее комнате. И явно не тянет на демарш Марлона Брандо, который не явился на вручение "Оскара" за "Крестного отца" в 1973 году из-за плохого отношения к индейцам в кинематографе.

До финальной церемонии, которая состоится 28 февраля, так и останутся неразгаданными две загадки

Впрочем, с демаршами все еще может сложиться: о готовности бойкотировать "Оскар" уже заявили режиссер Спайк Ли, актеры Джордж Клуни, Уилл и Джада Пинкетт Смит. Правда, громкого скандала из этого не получится, поскольку ни один из перечисленных деятелей кинематографа на "Оскар" не номинирован. Да и сам скандал вполне может быть спущен на тормозах. С мягким увещеванием не ссориться и в будущем предоставлять равные возможности всем уже выступил Барак Обама. Дискриминационные конфликты первому чернокожему президенту США сглаживать не впервой. В прошлом году после обвинений общественности в адрес кинокритиков в недостаточном внимании к картине "Сельма" о жизни Мартина Лютера Кинга мистер и миссис Обама провели специальный показ фильма в Белом доме. Кроме того, разрешить нынешний конфликт вокруг премии взялась и президент Американской киноакадемии Шерил Бун Айзекс (которая, по иронии судьбы, сама является афроамериканкой) — с ее подачи к 2020 году члены академии планируют вдвое увеличить количество женщин и представителей этнических меньшинств среди своих членов.

В социальных сетях тем временем набирает популярности хештег #OscarSoWhite (такой белый "Оскар"). А до финальной церемонии, которая состоится 28 февраля, так и останутся неразгаданными две загадки: откажется ли кто-то из главных претендентов на "Оскар" посетить мероприятие и получит ли главную кинопремию Лео Ди Каприо.

* Все котировки букмекеров по состоянию на 21 февраля 2016 года

Лучший фильм

Фаворит: "В центре внимания"

2001 год, Бостон, редакция The Boston Globe, отдел расследований. Новый главный редактор газеты предлагает трем журналистам заняться раскруткой небольшой колонки о священнике-педофиле. В ходе расследования всплывают все новые и новые подробности: описанный в колонке случай оказывается не единственным, священник-педофил — тоже, а замыкается заговор молчания на архиепископе Бостонской метрополии.

Все эти шокирующие подробности раскрываются постепенно, и на протяжении двух с лишним часов фильма зритель просто не в состоянии отвлечься от нарастающей паранойи и погружения в атмосферу зла, которое прячется за ширмой добропорядочности. Причем повсюду — в соседском доме, среди прихожан, родственников, друзей и знакомых, отказывающихся говорить о своем прошлом.

События в фильме основаны на реальной истории, случившейся в Бостоне и завершившейся отставкой кардинала Бернарда Лоу. И, кстати, прототипы героев фильма The Boston Globe получили за свое расследование Пулитцеровскую премию.

По жанру фильм можно было бы отнести к производственной драме — нарочито бытописательское поначалу повествование чем-то перекликается с книгами Артура Хейли. Но режиссеру (и по совместительству сценаристу картины) Тому Маккарти удалось невозможное — превратить неторопливый рассказ о журналистских буднях в триллер, не отпускающий зрителя до финальных титров.

Лучший актер

Фаворит: Леонардо Ди Каприо за главную роль в вестерн-триллере "Выживший"

Легенда об охотнике Хью Глассе — не выдумка голливудских сценаристов. Это реальная история человека, выжившего после схватки с медведицей, брошенного умирать товарищами, но оставшегося в живых и отомстившего за предательство. Правда, на этом совпадения с реальностью заканчиваются. К примеру, в фильме один из спутников Гласса убивает его сына — именно это становится причиной мести. В реальности никакого сына, по крайней мере во время стычки с медведем, у Хью Гласса не было. А сам траппер, преодолев ползком более 200 миль и оправившись от ран в стойбище индейцев, разыскал своих обидчиков, но убивать их не стал. Младшего он просто поколотил. А у старшего отобрал украденные им вещи — ничего больше Гласс сделать не смог, поскольку к тому времени его обидчик записался в армию и находился под защитой правительства США. Для драматизма этого было недостаточно, и в сценарии появились новые повороты.

Тем не менее "Выжившего" стоит посмотреть хотя бы ради великолепной игры Ди Каприо, произносящего едва ли полтора десятка реплик, но при этом держащего в напряжении зрителя все 156 минут экранного времени. И, конечно, ради блестящей режиссуры Алехандро Иньярриту. Снявшего, без преувеличения, великолепный фильм.

Лучшая актриса

Фаворит: Бри Ларсон за главную роль в драме "Комната"

Действие картины начинается в комнате, где маньяк Ник держит взаперти девушку Ма с пятилетним сыном. Для ребенка героини Бри Ларсон не существует мира вне этой комнаты: он в ней родился и вырос. Сама девушка на протяжении всех семи лет заточения не перестает бороться за свободу для себя и своего ребенка. Но когда ей все-таки удается вырваться из плена и вернуться к нормальной жизни, режиссер не спешит радовать зрителя счастливой концовкой. Ма в исполнении Ларсон хочет жить прежней жизнью, но ее сознание все еще заточено в четырех стенах злополучной комнаты. И тут на помощь героине приходит любовь — любовь к сыну, для которого открытие большого мира куда болезненней, чем возвращение в него самой Ма.

Игра актрисы настолько правдоподобна, что создается ощущение, что прежде, чем попасть на съемочную площадку, она действительно длительное время жила в заточении.

Сюжет картины ирландского режиссера Ленни Абрахамсона снят по одноименному роману Эммы Донохью. А книга, в свою очередь, основана на реальной истории австрийца Йозефа Фритцеля, который больше 20 лет держал взаперти в подземном бункере собственную дочь.

Лучший режиссер

Фаворит: Алехандро Гонсалес Иньярриту, "Выживший"

Г лавная кинопремия мира второй год подряд превращается в бенефис мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В прошлом году его "Бердмен" стал обладателем четырех статуэток. В этом Иньярриту со своим фильмом "Выживший" претендует на награды сразу в 12 номинациях, включая лучшую режиссуру. Тут, кстати, стоит уточнить, что и на съемках "Бердмена", и в работе над "Выжившим" Иньярриту сотрудничал с оператором Эммануэлем Любецки — также номинированным в этом году на "Оскар" как лучший оператор. При этом операторская работа Любецки неизменно становится предметом восхищения кинокритиков — в его активе есть уже две золотые статуэтки.

Одна из главных фишек картины в том, что в начале съемок, в 2014 году, Иньярриту принял решение снимать весь фильм в хронологическом порядке, и только на природе при естественном освещении. Это затянуло съемочный процесс и привело к более чем двукратному превышению бюджета картины (вместо $60 млн было потрачено $135 млн). Но в итоге режиссеру удалось добиться невероятного реализма.

Лучший иностранный фильм

Фаворит: "Сын Саула", драма (Венгрия)

Действие картины разворачивается в концлагере "Освенцим" в 1944 году. Главный герой Саул Ауслендер (Гез Рериг) входит в специальную группу заключенных, обслуживающих газовые камеры. Герой Рерига признает, как ему кажется, в одном из убитых еврейских детей своего сына. И решает похоронить мальчика по еврейскому обряду. Пока он ищет раввина среди заключенных, другие члены группы готовятся к побегу — после того как узнают, что все они в скором времени будут уничтожены.

Картина снята непривычным планом: на протяжении всего фильма камера следует исключительно за главным героем, лишь изредка показывая то, что он видит. Этим, по словам режиссера Ласло Немеша, он хотел показать трагизм событий Второй мировой войны, сфокусировавшись на истории только одного человека.

И для Геза Рерига, сыгравшего главную роль, и для Ласло Немеша "Сын Саула" стал дебютной полнометражной работой. При этом работой крайне удачной: лента уже получила Гран-при Каннского кинофестиваля, "Золотой глобус" за лучший фильм на иностранном языке и имеет самые высокие среди остальных претендентов шансы на получение "Оскара".

Лучший документальный фильм

Фаворит: "Эми", фильм-биография (Великобритания)

Документальная лента "Эми" режиссера Азифа Кападия рассказывает о жизни и творчестве британской певицы Эми Уайнхаус. Одна из лучших британских исполнительниц нулевых годов прославилась эксцентричным исполнением песен, сочетавших ритм-энд-блюз, соул и джаз, а также пятью премиями "Грэмми" за свой второй альбом Back to Black (2006 г.). Пять лет спустя он был признан самым успешным альбомом XXI века в Великобритании, а сама Уайнхаус попала в Книгу рекордов Гиннесса в качестве единственной английской певицы, получившей пять "Грэмми".

При этом певица с 14 лет принимала наркотики, практически всю свою карьеру находилась в центре публичных скандалов и скончалась в 2011 году от сердечного приступа, ставшего следствием передозировки алкоголя.

Чтобы снять историю жизни Эми, режиссер несколько лет собирал материалы, включая почти сотню аудиоинтервью с людьми из ближайшего окружения певицы, сумел найти ранее неизвестные песни Уайнхаус и архивные видео, на которых звезда исполняет свои первые песни.

Работа Азифа Кападия уже получила премию Европейской киноакадемии за лучший документальный фильм и номинирована на "Оскар" и премию Британской академии кино- и телевизионного искусства BAFTA.

The best

Картины, получившие "Оскар" в номинации "Лучший фильм" в XXI веке