Если хочет клирик. Почему фильм "В центре внимания" вызывает шок

Фото: кадр YouTube
Фото: кадр YouTube

В прокате – фильм режиссера Томаса Маккарти "В центре внимания" о журналистском расследовании массовых случаев педофилии в католической церкви в Бостоне. Фильм номинирован на "Оскар" в шести категориях

Related video

Сценарий написал режиссер Маккарти ("Прослушка") вместе с Джошом Сингером ("Западное крыло", "Закон и порядок"). В основе сценария реальные события 1999-го и 2000 года, когда разгорелся скандал, связанный с выявлением случаев сексуального насилия над детьми в католической церкви. Речь идет об изнасилованиях и домогательствах священников в отношении мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 15 лет. Фильм рассказывает только об одном журналистском расследовании в Бостоне, которое привело к отставке кардинала Бернарда Лоу, знавшего о домогательствах и сознательно скрывавшего эти факты.

Начало 2000-х. Бостон. Жизнь в отделе расследований Spotlight газеты The Boston Globe течет тихо, почти скучно. Пока не появляется новый редактор (Лив Шрайбер), который вынуждает команду репортеров (Марк Руффало, Рейчел МакАдамс, Майкл Китон, Брайан д'Арси Джеймс) искать тему для громкого дела. Один из журналистов предлагает раскрутить замыленное в суде дело по факту совращения малолетних одним из бостонских католических священников. Добывая бит за битом информацию, команда журналистов обнаруживает сеть педофилов. Более того, в епархии знают о таких случаях и защищают извращенцев с истовостью фанатиков, чтобы не навредить репутации церкви. Выросшие жертвы либо не желают говорить, либо мертвы. Однако бостонские журналисты работают слаженно, кропотливо и упорно. В результате им удается обнародовать правду о преступлениях.

В финальных титрах идет длинный перечень американских городов, в которых дети пострадали от действий священников. Напечатанные мелким шрифтом названия сменяют друг друга на экране, как свидетельства загубленных жизней

Кино сделано мягко, неспешно, без лишних эмоций – на полутоне. Режиссер, не вдаваясь в сантименты и пошлость, точными мазками рисует картину того, что происходило в католической церкви на протяжении десятилетий. Будни репортеров показаны правдиво, без приукрашивания и экшена. Они не гоняются за священниками на машинах, не стреляют из пистолетов, не прячутся за алтарем, добывая информацию. Они с утра до ночи сидят в архивах и изучают дела. Они ходят по пятам за нежелающими их видеть фигурантами дела. Они проводят дни за телефонными разговорами, уговаривая жертв насилия дать интервью. Они по несколько раз встречаются с юристами и добиваются обнародования судебных решений. Они изучают и анализируют факты, пытаясь из кусочков составить общую картину. Они строчат свои статьи, сгорбившись над компьютерами, как над станками. И еще – они нудно и долго ждут, когда добытая ими информация подтвердится, и опасаются, чтобы тему не перехватили конкуренты из другого издания.

"В центре внимания" – великолепный визуализированный образчик журналистского расследования, жанра, который в нашей коррумпированной стране, увы, почти исчез. Эта лента примиряет с профессией и напоминает о том, для чего она вообще нужна. В финальных титрах идет длинный перечень американских городов, в которых дети пострадали от действий священников. Напечатанные мелким шрифтом названия сменяют друг друга на экране, как свидетельства загубленных жизней.

"Я с ними играл. Я их не насиловал. Меня насиловали. Это другое". "Мне повезло, я не покончил с собой и не сторчался, как другие". "Священник для меня был богом. А как можно было отказать богу?". Это цитаты из фильма. История, произошедшая в Бостоне, – одна из тысячи. Боюсь, после просмотра этого фильма людей, не определившихся с религиозными предпочтениями, в церковь ни вожжой, ни пряником не затянешь.