Жить в своей голове. Лучшие фильмы, не попавшие в украинский прокат
Выстрелы вслепую, трансгендер на охоте, ассасин, не способный убивать, и психотерапия за $68 миллионов — в фильмах, которые не попали в украинский прокат
"Добро пожаловать ко мне" /
Welcome to Me
Режиссер: Шира Пивен
В главных ролях: Кристен Уиг, Уэс Бентли, Линда Карделлини
США, комедия, 87 мин.
Сюжет: Элис, женщина средних лет с расстройством личности и большая фанатка Опры Уинфри, выигрывает $68 млн в лотерею. Родные советуют Элис разумно инвестировать деньги, но у женщины грандиозные планы: она бросает пить таблетки и делает телешоу, целиком основанное на перипетиях собственной жизни.
Зачем смотреть: "Добро пожаловать ко мне" — один из самых странных фильмов, которые я видел. Это не комедия в привычном понимании слова, но это очень смешной и смелый фильм" — так отзывается Билл Мюррей о дебютной работе Ширы Пивен, где солирует его хорошая подруга Кристен Уиг. Главная героиня картины после выигрыша в лотерею переезжает в отель при казино и спонсирует убыточный канал, лишь бы руководство дало ей полную творческую свободу. В итоге в прямом эфире появляется телешоу, где Элис разъезжает в лодке с лебедем, кастрирует собак, неторопливо ест пирог и разыгрывает сценки из своего болезненного прошлого с помощью приглашенных актеров. Такое странное зрелище находит и поклонников (рейтинги растут), и противников (в адрес канала сыплются судебные иски), а для Элис вся эта затея незаметно превращается в один большой сеанс психотерапии, где, столкнувшись с армией демонов, проговорив свои обиды, промотав богатство и отбросив всякое смущение, героиня станет чуточку ближе к ответу на вопрос: "Как жить в своей голове, если телевизор все время включен?"
"Война" / Krigen
Режиссер: Тобиас Линдхольм
В главных ролях: Йохан Филип Асбек, Тува Новотны, Дар Салим
Дания, военная драма, 115 мин.
Сюжет: командир роты Клаус (Асбек) несет службу в афганской провинции, пока дома в Дании его жена Мария (Новотны) пытается растить трех маленьких детей. Во время очередной миссии солдаты попадают под обстрел — в ответ Клаус вызывает огонь с воздуха по непроверенной цели. Благодаря этому его роте удается вернуться на базу, где Клауса уже ждут упакованные вещи и билет на родину, к заплаканной жене и трибуналу.
Зачем смотреть: в этом году "Война" была номинирована на "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм", но уступила венгерской драме "Сын Саула" про заключенного Освенцима, обслуживающего газовые камеры. Фильм Тобиаса Линдхольма тоже рассказывает непростую историю, связанную с войной, только современной. Линдхольм был больше всего известен как соавтор сценария "Охоты" Томаса Винтерберга, но после "Войны" это изменится. Он тщательно и неторопливо сшивает фильм из двух кусков. Если первая часть — ежедневная военная рутина — гипнотизирует ожиданием пули и смерти, то вторая часть с мирным небом над головой оказывается даже страшнее. Судебный процесс угрожает не только герою, но и его семье: одно дело быть вдовой героя и совсем другое — женой военного преступника в тюрьме. "Может, ты и убил восьмерых детей. Но у тебя три живых дома!" — срывается Мария, и это неразрешимое противоречие еще долго звенит в ушах зрителя после финальных титров.
"Мандарин" / Tangerine
Режиссер: Шон Бейкер
В главных ролях: Кики Китана Родригес, Миа Тейлор, Карен Карагулян
США, комедия, 88 мин.
Сюжет: Лос-Анджелес, канун Рождества. Трансгендер-проститутка Син-Ди (Родригес) выходит из тюрьмы и встречает подругу Александру (Тейлор), которая сообщает печальные вести. Пока Син-Ди была за решеткой, ее парень-сутенер изменял ей с какой-то костлявой блондинкой. Син-Ди отправляется мстить им обоим. Параллельным курсом движется таксист Размик (Карагулян) со своими проблемами и фантазиями.
Зачем смотреть: все фильмы Шона Бейкера рассказывают об уличной жизни и сделаны так, словно это документальная съемка. "Мандарин", самая успешная его работа, доказывает, что полноценное кино можно снять на смартфон за копейки, используя реальный жизненный опыт актеров. Миа Тейлор в прошлом была проституткой, как и Александра в фильме, а Кики Китана Родригес прямо во время съемок принимала женские гормоны. "Да, мир жесток — Бог дал мне пенис", — на бегу осуждает мироустройство главная героиня и комично переворачивает полгорода в поиске изменщика. "Мандарин" получил немало наград на фестивалях независимого кино и признание критиков. Все потому, что это уникальный взгляд на жизнь людей, которых молчаливое (и не очень) большинство считает карикатурой на "полноценных, нормальных" людей. Взгляд без жалости, лишних сантиментов и удушливой толерантности — Шон Бейкер любит своих героев, в том числе и за их несовершенства, и призывает нас разделить это чувство.
"Убийца" / Nie yin niang
Режиссер: Хоу Сяосянь
В главных ролях: Шу Ци, Чан Чэнь, Сатоси Цумабуки
Тайвань — Китай — Гонконг — Франция, драма, 105 мин.
Сюжет: VIII век, Китай, времена правления династии Танг. Ни Йинянг (Шу Ци), безжалостная тренированная убийца, внезапно проваливает задание. Она не смогла лишить жизни очередную жертву с ребенком на руках. В наказание Йинянг отправляют домой с миссией еще более жестокой — она должна убить своего кузена, в которого когда-то была влюблена.
Зачем смотреть: главный представитель тайваньской волны Хоу Сяосянь снимает все реже — его последний фильм "Полет красного надувного шарика" вышел в 2007 году. "Убийца" — нетрадиционный подход к жанру фильмов о боевых искусствах. Сяосянь тяготеет к медитативному повествованию, что сказалось на схватках, которых здесь немного. По словам режиссера, он разбивал сцены драк на маленькие фрагменты, чтобы именно актеры, а не дублеры-бойцы, могли качественно их отыграть. "Убийцу" не интересуют шаблоны жанра — он открывается черно-белым вступлением, потом расцветает красками, и едва ли не каждый кадр напоминает живопись. Здесь почти нет истории — лишь созерцание текущего момента. Сяосянь долго искал натуру для съемок — его интересовали высокогорные места, нетронутые современным обществом. Постоянно меняющаяся погода не помешала работе — напротив, Сяосянь считает, только так и можно запечатлеть на пленке жизнь, постоянно находящуюся в движении. Поэтому его "Убийца" оказывается монолитным и в то же время текучим зрелищем, от которого невозможно оторваться.