Враг в кишках. Зачем смотреть кинобиографию "Трамбо"
На экраны вышел байопик Джея Роуча "Трамбо" о голливудском сценаристе Далтоне Трамбо. В роли автора "Римских каникул" — Брайан Ли Крэнстон
Вторая мировая война пару лет как окончена, и железный занавес вновь разделяет мир на два лагеря. В Америке Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности стала активно охотиться на "ведьм" — тайных коммунистов. Быть коммунистом в США в 1947 году было примерно так же непопулярно и опасно, как, например, открытым геем во Львове сейчас. Был создан черный список, куда вписывали имена граждан левых взглядов. Их тут же лишали работы и подвергали остракизму соотечественники — доходило до мордобоя и забрасывания частного бассейна сценариста экскрементами. Друзья закладывали друзей. Тысячи судеб были сломаны. Америка буквально бредила тайным врагом.
Под пристальное внимание комиссии попал, конечно, и Голливуд. Десять кинематографистов-коммунистов составили так называемую "голливудскую десятку", этих людей вышвырнули из профессии. А за то, что они отказались давать показания в суде, ссылаясь на первую поправку к конституции, получили реальные тюремные сроки. Талантливый сценарист Далтон Трамбо был одним из них. К тому же он не скрывал, что является членом Коммунистической партии.
Джей Роуч, специализирующийся в последнее время на политической сатире, снял неплохое, но по-детски простоватое кино. В его ленте все примерно так же просто, как в адаптированном варианте Библии
После отсидки Трамбо, чтобы прокормить семью, выкручивался как мог — писал и продавал истории под псевдонимами, сотрудничал со второсортными кинокомпаниями, писал халтуру за копейки. Оскароносный сценарий "Римских каникул" был написан им, но автором значился другой. Доходило до смешного, когда в профессиональном кругу все все знали, но делали вид, что ничего не знают. Потребовались десятилетия, чтобы Трамбо снова смог открыто подписывать сценарии своим именем. По сути, половина его жизни прошла под знаком борьбы с американским правительством.
Джей Роуч, специализирующийся в последнее время на политической сатире, снял неплохое, но по-детски простоватое кино. В его ленте все примерно так же просто, как в адаптированном варианте Библии. Мир разделен на плохих и благородных. Впрочем, сценариста Трамбо актер Крэнстон (исполнитель главной роли в сериале "Во все тяжкие") сыграл достоверно. Сценарист в его версии — это нервозный тип, не отлипающий от пишущей машинки и укутанный клубами дыма, который непрерывно строчит текст, который всегда и всем должен сдать сценарий, который вынужден сотрудничать с идиотами, которому раз в пятилетку удается написать то, что нравится именно ему, и который в какой-то момент хочет только одного — чтобы его оставили в покое, потому что ему надо поработать. При этом сценарист существо невероятно одинокое и ранимое. Его надо оберегать, как исчезающие виды животных.
Крэнстону роль удалась, несмотря на посредственный сценарий "Трамбо", линейную, до боли сериальную подачу событий и унылую картинку. Так что номинация в этом году на "Оскар" у актера вполне заслуженная. В активе картины также ряд блестяще исполненных ролей: Хелен Миррен играет стервозную светскую колумнистку и интриганку Хедду Хоппер, которая ненавидит коммунистов, как солдаты вшей. Джон Гудман, как всегда, обаятельно и энергично изображает придурковатого продюсера категории Б. Отдельная удача — флегма Отто Премингер. Именитого режиссера сыграл Кристиан Беркель.
В целом картина довольно тусклая и еще три года назад вряд ли произвела бы впечатление на украинского зрителя. Сейчас — другое дело. Когда вершится история, невероятно важно говорить об опыте индивидуального сопротивления, даже если твой враг — родина.