Смешно и круто. Почему голливудские штампы не мешают смотреть фильм "Славные парни"

Фото: кадр YouTube
Фото: кадр YouTube

Зачем смотреть вышедшую в украинский прокат голливудскую криминальную комедию The Nice Guys

Related video

Посмотрев "Славных парней" (они же "Круті чуваки" — можно и так перевести оригинальное название фильма Шейна Блэка The Nice Guys, и в украинском прокате встречаются оба варианта), вспоминаешь присказку: "Есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах". Причем даже в изрядно пополневших ягодицах Рассела Кроу, поправившегося ради роли частного детектива Джексона Хили примерно на пуд. Автор этих строк решил пойти на фильм после того, как прочел об этом казусе, — актер с хорошим вкусом (а Кроу именно таков) добавлять себе лишний пуд ради рядовой роли не будет. И я не прогадал.

Впрочем, не прогадал и Кроу. О размерах его гонорара сведений нет, но играет он явно с удовольствием. Как и Райан Гослинг в роли напарника Хили — второго частного детектива Холланда Марча. Достойную компанию звездному актерскому дуэту составляет юная Энгаури Райс, по сюжету — дочка Марча. Ну и, как вишенка на торте, в фильме появляется в роли главной злодейки Ким Бейсингер, обещавшая когда-то не уподобляться остальным звездам и не делать пластических операций. Обещания она, судя по тому, как выглядит на экране, не сдержала, но все равно осталась обаятельной, хотя и немного постаревшей секси из культовых когда-то " 9½ недель".

The Nice Guys доказывают, что голливудские профессионалы могут сделать, когда надо, "человеческое" и человечное кино с яркими запоминающимися характерами

The Nice Guys можно смотреть как отличный комедийный детектив. А можно как удавшуюся работу редкого и трудного жанра, в котором нужно суметь пройти между Сциллой и Харибдой, то есть заставить зрителя за смехом не забывать о детективной интриге и, наоборот, не воспринимать смерти и кровь на экране всерьез. Удается это редко, я как зритель с многолетним стажем могу вспомнить из таких образцов разве что "Смертельное оружие" и "Последнего бойскаута".

И поэтому не удивился, когда, заглянув после просмотра на специализированные сайты, обнаружил, что режиссер The Nice Guys Шейн Блэк был одним из сценаристов "Смертельного оружия" и "Последнего бойскаута", а главный продюсер фильма Джоэл Силвер — одним из продюсеров того же "Смертельного оружия", а еще и "Крепкого орешка", в котором юмора тоже немало.

Создатели фильма не скрывают того, что используют массу известных голливудских штампов. Например, когда один из детективов могуч, но простоват и уже подумывает о пенсии (Кроу недаром пришлось набрать лишний пуд), а второй хлипковат, но зато хитер и ловок, даже со сломанной рукой, которую ему повредил напарник, когда они еще не были напарниками. Или когда хрупкая девчонка, дочка одного из детективов, постоянно увязывающаяся за ними, вдруг превращается из обузы в незаменимую помощницу, смышлености которой они обязаны жизнью. (Такой же поворот сюжета есть в "Последнем бойскауте".) И т.д., и т.п. Фишка тут в том, что создатели фильма этих самоповторов не скрывают, как бы говоря зрителю: получи удовольствие от узнавания, как, например, от любимой песни, которую слушаешь уже в десятый раз, но в другой аранжировке.

Тут бы надо написать и о сюжете, но штука в том, что без спойлеров это сделать трудновато. Скажу лишь, что действие фильма происходит в Лос-Анджелесе семидесятых годов, и с ретро тут, к счастью, не переборщили, как в фильмах, когда точное воссоздание примет эпохи становится самоцелью. Ну а раз Лос-Анджелес, то тут вам и Голливуд, и начинающая актриса, которая, конечно же, пропала и которую двум незадачливым детективам поручили найти. Пропал, конечно же, и фильм, в котором актриса сыграла свою первую и последнюю роль, и, конечно же, этот фильм снял подпольный порнограф. Тут опытный зритель может вспомнить еще несколько подобных голливудских сюжетов (например, мрачный нуар "Черная орхидея") — и это, конечно же, входило в замысел создателей The Nice Guys.

Впрочем, как давно уже объяснили теоретики, всю мировую литературу можно свести к 36 сюжетам. И главное не в них самих, а в том, как они, как сказал бы музыкант, инструментованы. В The Nice Guys это сделано блестяще. И еще. В последние годы мы привыкли ругать Голливуд за блокбастеры, в которых вместо нормальных людей действуют супергерои из комиксов, человекоподобные и не очень существа и прочие монстры. Но The Nice Guys доказывают, что голливудские профессионалы могут сделать, когда надо, "человеческое" и человечное кино с яркими запоминающимися характерами — кино, в котором отличным актерам есть что с удовольствием играть.