Самые необычные фильмы рождаются там, где меньше думают о деньгах, – Ребекка О"Брайен

Фото: bfi.org.uk
Фото: bfi.org.uk

Член жюри Одесского международного кинофестиваля Ребекка О’Брайен рассказала Фокусу о том, что должен уметь хороший продюсер, от чего зависит успех картины и почему Великобритании не стоило покидать ЕС

Related video

"Тебе нечего стыдиться, ты просто пытаешься выжить — получить то, что положено по закону. И не твоя вина, что шестеренки бюрократической машины вращаются не в том направлении..." Эта фраза из фильма "Я, Дэниэл Блейк" в последние месяцы стала чем-то вроде манифеста противников чиновничьего беспредела в Западной Европе. Фильм британского режиссера Кена Лоуча о борьбе маленького человека с бюрократической машиной в этом году получил "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском фестивале.

Продюсер картины — шотландка Ребекка О"Брайен уже почти тридцать лет управляет небольшой кинокомпанией Sixteen Films. Предыдущие ее работы известны не менее, чем "Я, Дэниэл Блейк", — это "Мистер Бин" (1996), "Ветер, который качает вереск" ("Золотая пальмовая ветвь" 2006 года), "Доля ангелов" (приз жюри Канн-2012).

Fullscreen

КТО ОНА

Независимый британский продюсер, чьи фильмы регулярно занимают призовые места на топовых международных кинофестивалях

ПОЧЕМУ ОНА

Стала членом жюри 7-го Одесского международного кинофестиваля

Я — борец, и если вижу нечто достойное того, чтобы за него бороться, меня трудно остановить. Например, я готова до последнего отстаивать интересы небольших компаний-кинопроизводителей. Ничего не имею против блокбастеров и студий-гигантов, но не они двигают нашу индустрию вперед. Самые свежие идеи, самые интересные творческие эксперименты, самые необычные фильмы рождаются там, где меньше думают о деньгах и больше о творчестве.

Говорят, продюсер — нервная работа, но вы не верьте. На самом деле нервная работа у врачей скорой помощи, у хирургов, даже у медсестер. Для них цена вопроса — человеческая жизнь или здоровье, а для нас — всего-навсего деньги и популярность. Даже если речь идет о больших деньгах, уровень ответственности, а значит, и уровень стресса гораздо ниже. В случае провала никто не умрет.

Организаторские способности я унаследовала от мамы. Она умела объединять действия разных людей в общий процесс. Применяла свои таланты в основном дома, семья была большая. Вы когда-нибудь оставались дома с пятью детьми? А еще мама писала картины. Ей нравилось рисовать, но стать знаменитой художницей она никогда не стремилась. Я похожа на нее, тоже никогда не жаждала славы, просто делала то, что мне нравилось. Только в отличие от мамы я любила не рисовать, а снимать кино. Фильм — не картина, его нельзя просто повесить на стене в кухне, нужно раскручивать. Так что известность — побочный эффект моей профессии.

Для развития творческого начала нужен простор. Мне повезло родиться и вырасти в маленьком шотландском городке — по сути, на природе. Мы с сестрами и братьями целыми днями могли играть в большом саду, прилегавшем к нашему дому. А какие пейзажи были вокруг!

"Удачный фильм — это прежде всего хороший сценарий. Он как скелет, на котором держатся остальные части картины. В моих проектах не бывает звездных актеров с миллионными гонорарами, а на сценаристах я не экономлю"

Пишущий человек всегда одинок. В юности я хотела быть журналистом. Мне всегда нравилось писать, собирать информацию, выражать свое мнение. Редактировала университетскую газету, и, кажется, делала это неплохо. Что мне не нравилось, так это оставаться один на один с текстом. Слишком много работы приходилось выполнять самой. Иногда приятно сознавать, что результат определяется в основном твоими усилиями, но по большей части труд в одиночестве — это очень тоскливо. Кинопроизводство — другое дело, там всегда работает команда.

Удачный фильм — это прежде всего хороший сценарий. Он как скелет, на котором держатся остальные части картины. В моих проектах никогда не бывает звездных актеров с миллионными гонорарами, а вот на сценаристах я не экономлю. Любой другой прокол, хоть и не без труда, но все-таки можно исправить, пересняв несколько сцен, но плохой сценарий — это крах. Освещение, музыкальное сопровождение, операторская работа, актерская игра — все подвиснет в воздухе и станет бессмысленным.

Выход Великобритании из ЕС — огромная ошибка. Очень многие бизнесы в стране, и мой в том числе, окажутся теперь в незавидном положении. Возникнет много новых технических проблем во взаимодействии с партнерами из других европейских стран. Популярность нашего последнего фильма "Я, Дэниэл Блейк" во многом заслуга мелких европейских дистрибьюторских компаний, продвигавших картину каждый в своей стране. В отличие от больших транснациональных структур, они работают точечно, хорошо понимая специфику местного рынка и особенности менталитета. Еще есть европейский аутсорсинг. Если какая-нибудь французская или бельгийская фирма берется подготовить и обслуживать съемочную площадку и выходит дешевле, чем у британских конкурентов, мы этим пользуемся. Нечто подобное происходит и в других отраслях. Вот увидите — бизнес-схемы, которые отлаживали десятилетиями, начнут рушиться.

Продюсер должен научиться тысяче вещей, но ни в одной из них не нужно быть специалистом. Все конкретные задачи мы делегируем другим людям. От нас требуется наладить понятные и жизнеспособные механизмы взаимодействия между этими людьми и улаживать, а лучше — преду­преждать конфликты. Хороший продюсер — это талантливый дипломат.

Предсказать коммерческий успех фильма невозможно. Даже если режиссер, сценарист и актеры — гении, продюсер сработал идеально, картина получилась замечательной, критики поют дифирамбы и дистрибьюторы готовы сотрудничать, это совершенно не значит, что публика повалит в кинотеатры. Одна маленькая ошибка — к примеру, неудачно выбранные даты запуска в прокат или не тот кадр, вынесенный в рекламный анонс, и все пойдет прахом.