Дошли до финала. Фуршет как зеркало украинской культуры

Фото: oiff.com.ua
Фото: oiff.com.ua

Гран-при Одесского кинофестиваля получила британская комедия "Кто горит, горит, горит…" Чании Баттон, лучший фильм в международном конкурсе – румынская драма "Незаконные" Адриана Ситару

ОМКФ торжественно закрылся в одесском Оперном театре. Церемония закрытия началась стильным танцевальным номером коллектива Apache crew. Затем произнес речь министр культуры Евгений Нищук – он излагал толково, нескучно и по делу – суть сводилась к тому, что в украинской киноиндустрии наметился прогресс, об этом говорит и количество украинских участников, и три сотни заявок от украинской стороны.

Как уже писал Фокус, "Золотого Дюка" за лучший украинский фильм получила лента Тараса Ткаченко "Гнездо Горлицы" о заробитчанке с Западной Украины. В номинации лучший европейский документальный фильм победила французская лента "В Калифорнии" Шарля Редона, в котором режиссер снял свою жену-балерину. Лучшим международным фильмом стала картина "Незаконные" представителя румынской "новой волны" режиссера Адриана Ситару.

"Незаконные" - четвертый полнометражный фильм Ситару, и первая его работа, выбранная на конкурс Берлинале. Кино – об инцесте между близнецами братом и сестрой и их конфликте с патриархальным отцом –появилось из пьесы, которую играли актеры фильма в театре. Постановку увидел режиссер и решил, что надо снимать. Особенность ленты в том, что все планы сняты с первого дубля. Связано это не с авторским подходом, а с недостатком средств. У съемочной группы не было денег на круглосуточную аренду камеры, поэтому и снимали все первым дублем. У ленты уже есть хорошая фестивальная история, а его победа на ОМКФ – очередное свидетельство того, что хорошее кино можно снять и при минимальном бюджете в 7000 евро.

Гран-при присудили Чании Баттон за фильм "Кто горит, горит, горит…" – комедию с элементами черного юмора о настоящей дружбе.

Fullscreen

Танцевальный номер коллектива Apache crew

Награду за лучшую актерскую работу разделили исполнительницы ролей в драме "Привет из Фукусимы" – Розали Томасс и Каори Момои. Специальными дипломами жюри были награждены "Людоеды" Леи Фенер и "Загар" Аргириса Пападимитропулоса. Лучшим режиссером стал Ксавье Серон за работу "Смерть от смерти".

Завершился ОМКФ показом ленты "План Мэгги" с Джулианной Мур и Гретой Гервиг в главных ролях. Режиссер Ребекка Миллер – дочь известного американского драматурга Артура Миллера, долго работала сценаристом. Она написала сценарий к тонкой американской драме "Частная жизнь Пиппы Ли". Ее фирменный стиль отличается отточенными диалогами и женскими характерами, которые она умеет выписать не хуже, чем ее отец мужские. В "Плане Мэгги" она по косточкам разбирает характеры участников любовного треугольника, который в среде нью-йоркских интеллектуалов имеет свои особенности. Сильные, предприимчивые женские, и вялые, как кисель – мужские. Кино светлое, смешное, по атмосфере напоминает работы раннего Вудди Алена. Если бы вдруг Ребекка оказалась на фестивальном фуршете, который состоялся после финала "Мэгги", она бы наверняка нашла там прототипов для своей следующей комедии.

Если бы Ребекка Миллер вдруг оказалась на фестивальном фуршете, который состоялся после финала "Мэгги", она бы наверняка нашла там прототипов для своей следующей комедии

Дамы в длинных платьях в пол, девушки в блистающих туниках, еле прикрывающих трусы, высокие каблуки, тонкие и толстые щиколотки, дяди с золотыми цепями, режиссеры с нервными лицами, журналисты с немым вопросом в глазах, шампанское, от второго бокала которого болит голова, фоном джаз, свет софитов. Блестки. Глядя со стороны на фестивальную вечеринку, может показаться, что вы попали в фильм Феллини – микс из акцентуированных характеров, эклектика вечерних нарядов. Тут могут обсуждать позднего Фассбендера и раннего Кассаветиса, и при этом быстро метнуться к блюду с тушеной уткой, чтобы успеть схватить кусок, пока более прыткие гости не съели. Тут же ходят импозантные мужички с цепким взглядом хозяев жизни и с ними совсем зеленые девчонки на шпильках, накрашенные так, что могли бы играть трансвеститов у Альмадовара. Тут есть эксцентричные фрики в шляпках, посылающие воздушные поцелуи музыкантам, и женщины средних лет в ярких цветастых платьях, от созерцания которых пончик застревает в горле. В фойе можно столкнуться с Михаилом Жванецким, который безуспешно пытается выбраться из Оперного незамеченным, или с Филиппом Ильенко, которого гости не очень знают и поэтому не стремятся с ним сфотографироваться. Здесь можно увидеть интеллигентных людей и жлобоватых, глупых и умных, веселых и грустных, сумасшедших, как одна актриса похожая на растрепанного воробья, и нормальных до отвращения, как продюсер, который в теме, кому какой откат дать и сколько взять себе, чтобы снять фильм.

Фестивальная вечеринка как кривое зеркало отражает общий уровень культуры в стране. Ходить на них для здоровья вредно, а для профессии полезно – надо же быть в курсе, с кем придется иметь дело.

Следующий 8-й Одесский международный кинофестиваль пройдет с 12 по 22 июля 2017 года.