С любимыми не расставайтесь. Стоит ли смотреть фильм-экшен "Джейсон Борн"

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

В украинском прокате премьера нового шпионского боевика Пола Гринграсса. В главных ролях Мэтт Дэймон, Венсан Кассель

"С любимыми не расставайтесь" — этой затертой несколькими поколениями строчкой можно охарактеризовать послевкусие от фильма "Джейсон Борн". В самом деле, не стоило создателям "борнианы" разлучать зрителей с любимым персонажем так надолго: мятежник Борн был потерян из виду на девять лет ("Ультиматум Борна", последняя часть трилогии, вышла в прокат в 2007-м). А "Эволюция Борна", спин-офф Тони Гилроя, скорее раздразнила, чем удовлетворила жажду зрелищ. Совсем как легкий аппетайзер, который не утоляет голод, а делает его еще ощутимей.

Теперь зрителю предстоит привыкать к новому Борну. У этого парня с памятью дела обстоят лучше, чем в любом из предыдущих фильмов, а вот со смыслом жизни все плохо. Экс-агент явно потерял его. Разборки со спецслужбами утратили для него привлекательность, новую любовь он так и не встретил, с друзьями тоже не сложилось.

Все меняется, когда знакомая по предыдущим сериям хакерша Никки (Джулия Стайлз, "Мой парень — псих", "Каролина") решает открыть Борну глаза на беспредел ЦРУ. Она же, того не желая, помогает спецслужбам выйти на героя, тем самым подставляя его.

Перед тем как навсегда вырваться из лап спецслужб, Борн успевает затеять несколько зрелищных потасовок, уничтожить заклятого врага (Венсан Кассель, "Мой король") и спасти жизнь молодому гению-миллиардеру Аарону (Риз Ахмет, "Замкнутая цепь").

Из персонажа, которому достаточно было с кирпичным лицом таскать за собой снайперскую винтовку с глушителем, Кассель сделал охотника-психопата с безумным оскалом, стеклянными глазами и уверенными жестами

Режиссер Пол Гринграсс ("Капитан Филлипс", "Потерянный рейс") уже в третий раз доказал, что лучше него "борниану" не экранизирует никто. Он мастерски чередует съемку стерильно-чистых офисов ЦРУ с пылающими улицами Афин, скромными берлинскими квартирами и роскошными интерьерами гостиниц в Лас-Вегасе.

Оператор Берри Экройд ("Капитан Филлипс") внес свою лепту в апгрейд "борнианы": сцены схваток и перестрелок стали снимать "трясущейся рукой". Частые "обрывы" пошли на пользу, драки утратили постановочность и нереалистичность, которыми грешат первый и второй фильмы о Борне.

Не подкачал и Мэтт Дэймон. Говорят, главным условием своего присутствия в кадре актер назвал участие в проекте Пола Гринграсса. Налицо тот самый случай, когда взаимная симпатия режиссера и исполнителя главной роли идет лишь на пользу фильму. Джейсон Борн, он же Дэвид Уэбб, говорит мало, рубит, что называется, с плеча, и часто игнорирует возможность воспользоваться огнестрельным оружием. От него не требуется покорения вершин драматургии, актер это понимает и не рвется из кожи вон.

Время от времени, правда, ему приходится напрягаться, чтобы удержать на себе внимание зрителя. Виной тому Венсан Кассель, который играет "плохого парня" и все два часа норовит перетянуть одеяло на себя. Что поделаешь, харизма обладателя "Сезара" бьет ключом. Из персонажа, которому достаточно было с кирпичным лицом таскать за собой снайперскую винтовку с глушителем, Кассель сделал охотника-психопата с безумным оскалом, стеклянными глазами и уверенными жестами.

Пока эти двое ищут друг друга в надежде на яростную схватку, зритель успевает впитать, как губка, не только туманные намеки на ненадежность соцсетей, тотальный контроль и слежку спецслужб за каждым из нас, но и уверенность в том, что не перевелись еще экс-агенты, готовые с этим бороться.

Новый фильм о Борне стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что с порохом в пороховницах и у Дэймона, и у Гринграсса все в полном порядке. А еще — чтобы выяснить, не станет ли эта встреча с Борном последней.