Один в кадре. Зачем смотреть фильм "Коллектор"

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

В прокате — психологическая драма Алексея Красовского "Коллектор" с Константином Хабенским в единственной и главной роли

Офис в банке. Вечер. Некий Артур (Константин Хабенский), гений коллекторского дела, выбивает по телефону деньги из должника, демонстрируя изощренное мастерство, интеллектуальный садизм и изворотливость. В общем, Хабенский сразу же показывает, насколько мерзок и низок его персонаж. Но по ходу развития событий все меняется. Черное становится белым и наоборот. Артур сам становится жертвой — жена одного из должников, покончившего жизнь самоубийством, фабрикует с ним видео и распространяет его через интернет. Для Артура наступает время "Ч", он в считанные минуты становится изгоем, остается один. Друзья и близкие проявляют себя как подонки. Ему предстоит выяснить, кто его подставил, и разобраться с клеветником.

Замкнутая коробка офиса, в которой поневоле он оказался, — метафора его жизни. Она как склеп, которого не замечает живой мертвец. Но происходит событие, нарушающее привычную колею жизни, и герой меняется. Кино о переоценке ценностей. О том, что в каждом есть толика света. И при правильном ракурсе даже в коллекторе можно увидеть человека.

Фильм Красовского заслуживает внимания хотя бы потому, что в центре — современный характер, а не пластиковая пустышка, которыми изобилуют прокатные ленты. Кроме того, это в чистом виде эксперимент, почти обреченный на провал, — тема серьезная, актер один в кадре, бюджет маленький, снимался фильм за семь двенадцатичасовых ночных смен — с семи вечера до семи утра. У Хабенского была всего одна репетиция.

Какие-то моменты в сюжете прописаны ходульно и без выдумки. Например, собака явно лишняя (кто посмотрит, поймет, о чем речь), пес — это костыль, который в подонке помогает увидеть человека. С таким мощным актером, как Хабенский, это можно было бы решить иначе. Собственно, весь фильм на актере и держится. На его интонациях, жестах, мимике, особенной манере смотреть — будто он видит нутро того, кто наблюдает за ним из зрительного зала.