Погоня для обреченных. Лучшие фильмы, не попавшие в украинский прокат
Советские грехи, кровавые пограничники и Пражский мясник — в главных фильмах, не попавших в украинский прокат
"Непорочные" / Les Innocentes
Режиссер: Анн Фонтен
В главных ролях: Лу де Лааж, Агата Бузек, Венсан Макен
Франция — Польша, драма, 115 мин.
Сюжет: зима 1945 года, Польша, оккупированная советскими войсками. Матильда (де Лааж) — доктор французского Красного Креста, лечит строго соотечественников (приказ сверху). Но однажды в госпиталь забегает сестра Мария (Бузек) и молит о помощи — в монастыре без врача погибает другая монахиня. Матильда не может отказать и тайком от командования едет в снежный лес, где непроглядный мрак встречается с божественным светом.
Зачем смотреть: француженка Анн Фонтен давно снимает фильмы: "Непорочные" — это ее пятнадцатая режиссерская работа. Фонтен прославилась в 1997 году с драмой "Сухая чистка", которая получила приз за сценарий на кинофестивале в Венеции. "Непорочные" базируется на реальной истории французской медсестры, которая служила в Польше во время Второй мировой войны. Это история насилия не только над женщинами, но и над религией — уродливая, омерзительная, постыдная страница в биографии некоторых советских солдат. Но и среди руин "Непорочных" есть жизнь: дети здесь радостно играют прямо на крышке гроба, и героиня бессильна прогнать их. Эта сцена будто сошла со страниц повести "Котлован" Андрея Платонова. И если у Платонова так провозглашался апофеоз советской практичности, то в фильме Фонтен это песнь непорочности, которая доступна каждому человеку, даром, с рождения и до конца дней.
"Транс-Пекос" / Transpecos
Режиссер: Грег Куидар
В главных ролях: Джонни Симмонс, Гэбриел Луна, Клифтон Коллинз — мл.
США, триллер, 86 мин.
Сюжет: граница США и Мексики, наши дни. Два опытных пограничника Лу (Коллинз-мл.) и Лэнс (Луна) вместе с нагловатым новичком Беном (Симмонс) скучают на жаре и расслабленно травят байки. Но еще один скучный день на службе обернется кровавой одиссеей, когда герои задержат для проверки не ту машину — она принадлежит наркокартелю, а ее груз стоит дороже, чем все родные и близкие пограничников вместе взятые.
Зачем смотреть: проиграна ли война с наркотиками или еще нет — такой глобальный вопрос ставит перед зрителем техасец Грег Куидар, для которого "Транс-Пекос" дебютная режиссерская работа. Куидар принимает эту войну как данность — она идет много лет, и каждый день кто-то становится ее жертвой. А кому-то нужно нести вахту и твердо держать оружие, даже если силы противника превосходят многократно. Пограничники "Транс-Пекос" делают поворот не туда не по собственной воле — какой у тебя может быть выбор, когда под прицел наркомафии попадают твои близкие? Так у режиссера получается триллер для обреченных, безнадежная погоня за справедливостью (или хотя бы возмездием), когда впереди видны лишь мокрые спины малолетних наркомулов. "Транс-Пекос" — фильм о том, что иногда концы уходят в воду так глубоко, что, пытаясь достать их на свет божий, заканчиваешь тем, что вытаскиваешь кишки из самого себя.
"Возмущение" / Indignation
Режиссер: Джеймс Шеймус
В главных ролях: Логан Лерман, Сара Гадон, Трэйси Леттс
США, драма, 110 мин.
Сюжет: 1951 год, США. Маркус (Лерман), паренек с характером, работает у отца в мясной лавке и хочет сменить колледж, чтобы быть подальше от семьи. Родные душат парня своим беспокойством, но их можно понять: в разгаре Корейская война, и ровесники Маркуса возвращаются домой в гробах. Герой поступает в колледж в другом городе и знакомится с людьми, которые изменят его жизнь: религиозным деканом Кодвеллом (Леттс) и красавицей Оливией (Гадон), блондинкой со шрамами на запястьях.
Зачем смотреть: Джеймс Шеймус — опытный продюсер и сценарист, он регулярный соавтор тайваньского постановщика Энга Ли. В частности, они работали над знаменитым боевиком "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", который в 2001 году получил "Оскар" как лучший иностранный фильм. Но в режиссерском кресле Шеймус впервые. Его "Возмущение" — экранизация одноименного романа Филипа Рота. Книга Рота была автобиографичной: описание нехитрых будней студента в колледже прерывались интроспективными размышлениями о войне и не только. Картина Шеймуса в этом смысле более прямолинейна — весь акцент сделан на Маркусе и на том, как трудно юному максималисту смириться с тем, что реальный мир никогда не будет соответствовать его ожиданиям. "Возмущение" из тех фильмов, что заставляют своих героев вспыхивать и тут же сгорать, и делать это красиво.
"Антропоид" / Anthropoid
Режиссер: Шон Эллис
В главных ролях: Киллиан Мерфи, Джейми Дорнан, Шарлотта Ле Бон
Чехия — Великобритания — Франция, триллер, 120 мин.
Сюжет: декабрь 1941 года. Два чехословацких диверсанта Габчик (Мерфи) и Кубеш (Дорнан) приземляются на территории своей родины, оккупированной фашистами. У них одна цель: уничтожить Рейнхарда Гейдриха, третьего человека в Рейхе после Гитлера и Гиммлера. Диверсанты находят контакты малочисленного пражского сопротивления и вместе готовят покушение на Гейдриха.
Зачем смотреть: фильм британского режиссера Шона Эллиса основан на исторических событиях: "Антропоид" — это кодовое название реальной военной операции по устранению обергруппенфюрера СС Гейдриха. Его называли "пражским мясником" за подвиги в "окончательном решении еврейского вопроса". Режиссер задумал фильм еще в начале двухтысячных, после того, как посмотрел документалку про чешское сопротивление. В итоге у него получилась камерное полотно, где хорошие парни вынуждены прятаться в подвалах и подворотнях и надеяться, что у них будет удачный момент для атаки. А там, где есть ожидание и надежда, появляется и желание жить, которое нелегко отставить даже перед лицом важнейшей миссии. Персонажи "Антропоида" — обычные люди, они не хотят геройствовать и умирать. Но они живут в такое время, когда просто нельзя иначе. Фильм долго заряжает все свои орудия, но в концовке стреляет так, что обрушивает на зрителя и потолок, и все несущие стены.