Между адом и раем. Почему сценаристы становятся козлами отпущения и кто в кино главный

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Директор Творческого объединения телеканала СТБ Тала Пристаецкая о том, почему коммерчески успешный фильм невозможен без крепкого сценария и чего не хватает украинскому зрителю

Related video

КТО ОНА

Кинодраматург, креативный продюсер, шеф-редактор художественного производства СТБ

ПОЧЕМУ ОНА

Во многом именно от ее решений зависит, какие фильмы будут снимать телеканалы медиагруппы StarLightMedia (СТБ, ICTV, Новый и другие). Этой осенью проанализировала более 600 сценарных заявок. Намерена уже в следующем году познакомить украинцев с новыми жанрами

Знаете шутку про персональный ад? Мой ад выглядит так: со всех сторон надвигается толпа незнакомцев. Я кричу им: "Не надо рукописей, присылайте заявки! Пожалуйста, присылайте заявки!" Но кольцо продолжает сжиматься, люди держат в руках пухлые папки. Бросают их мне в голову со словами: "Почитай! Почитай!" Я оседаю на землю, понимаю, что ничего не могу сделать… Пытаюсь листать 120-страничные рукописи. Иногда уже на третьей странице понимаю, что читать дальше бессмысленно. Но каждый раз думаю: а вдруг автору просто не удалось начало, а где-то на 60-й странице будет одно предложение, из которого получится кино.

Этой осенью мы провели открытый конкурс сценарных заявок. Искали идеи для полнометражных прокатных фильмов, телефильмов, сериалов и ТВ-программ. В общей сложности пришло порядка 600 предложений. Это не всегда были заявки. Часть конкурсантов, которые понимают, что такое заявка, сжалились над нами и прислали правильно оформленные предложения. А часть — принесли полный текст. Понимаете, у меня не было возможности написать, например, такое: "Нет, это ужасно". Нужно было обосновать.

Графоманы — очень начитанные люди. Они ходят на все мастер-классы, все время что-то читают, учат. Некоторые даже занимаются с педагогом. Если разбирать техническую сторону вопроса — сколько должно пройти времени до первой поворотной точки, когда должен наступить переломный момент и тому подобное, — они все выписывают правильно. Другое дело, что читать это невозможно, и смотреть это тоже будет невозможно.

"Если попробовать снять картину о реальном человеке, который что-то пережил, чему-то научился, тогда все может быть"

Нет, у меня нет ненависти к сценаристам. Я по образованию сценарист. Сама тайком по ночам пишу. И понимаю, что без крепкого сценария сделать хороший, коммерчески успешный фильм невозможно.

Будем откровенны: времени на создание полноценного сценария для сериала, как правило, никогда не хватает. Все происходит очень быстро. Если вдруг сериал получился — режиссер молодец! А если провалился — "уж извините, что написали, то и сняли…" И по факту получается, что сценарист — очень грустный персонаж, во всем виноватый. Но это ведь неправда.

Очень хочется свежих мыслей. По ходу конкурса принципиально новых жанров мы не открыли, но новые для Украины есть. Пришла заявка в жанре "спортивная драма". Это моя мечта — создать настоящую хорошую спортивную драму. Кроме того, в нашей папке идей появилось городское фэнтези. И вот еще что. Украинские сценаристы не умеют писать триллеры. Авторы сваливаются в банальный экшен. Но ведь триллер это не только и не столько погони и убийства, сколько загадка, некое психологическое состояние. Так вот, у нас фантастический триллер теперь есть.

Украинскому зрителю не хватает жанрового кино. Романтических комедий, исторических драм. Нам в принципе кино не хватает. Мне кажется, что сегодня любому фильму есть место, даже неудачному.

В обществе всегда есть запрос на героя, но тут нюанс. Если отталкиваться от резонансных событий и попытаться создать фильм с неким идеальным персонажем, то хорошее кино едва ли выйдет. Получится либо агитка, либо просто плохо сконструированная вещь. Если же попробовать снять картину о реальном человеке, который что-то пережил, чему-то научился, тогда все может быть. Потому что в кино главный — человек.