Художники о войне: лучшие инсталляции мира

О войне на языке уличного искусства художники говорят не впервые. Фокус собрал самые интересные и запоминающиеся инсталляции, которые резонируют с войной

Несколько дней назад в центре Дрездена установили гигантскую инсталляцию — три вертикально стоящих автобуса. Это работа немецко-сирийского художника Манафа Халбуни. Таким образом он воссоздал реальную баррикаду, которая возникла на улице Алеппо в результате обстрелов.

Красные маки у Тауэра, Лондон

Fullscreen

888 246 керамических цветов высадили у английского Тауэра в 2014 году. Тогда Лондон отмечал столетие Первой мировой войны. Цветы — это арт-инсталляция художника Пола Камминса и театрального сценографа Тома Пайпера. Она называется Blood Swept Lands and Seas of Red. Название заимствовали из завещания солдата, погибшего во время войны во Фландрии. Именно он называл войну "землей, орошенной кровью" и "морями красного, где ангелы боятся ступать".

Каждый из цветков символизирует погибшего во время войны солдата — подданного Британской империи. А с высоты птичьего полета почти миллион маков напоминает реку крови, которая течет у стен Тауэра. Именно возле лондонского Тауэра во время войны солдаты произносили военную клятву. Также здесь существовал военный склад и были казнены немецкие шпионы.

Выставку приурочили к 11 ноября — дню окончания Первой мировой. Цветы высаживали еще с июня. С самого начала предполагалось, что экспозиция будет на улице Лондона не всегда, а лишь несколько месяцев — как раз до годовщины окончания войны.

После закрытия выставки все маки продали. Любой желающий мог приобрести керамический цветок за 25 фунтов стерлингов. А собранные таким образом средства пошли в благотворительные организации — на социальную и медицинскую помощь ветеранам и сотрудникам вооруженных сил. Собрали более 15 млн.

Тающие ледяные скульптуры, Бирмингем

Fullscreen

Это тоже инсталляция в память о жертвах Первой мировой. Пять тысяч ледяных скульптур — это память о людях, невинных жертвах, которые погибли во время войны.

Таким образом бразильский скульптор Неле Азеведо хотел сломать традиционный стереотип о мемориалах и почтить память людей, которым не установлены памятники.

Экспозиция расположилась на ступеньках площади Чемберлена в Бирмингеме. Тающие прозрачные фигуры как будто сидели в несколько десятков рядов, а наверху расположилась еще одна фигура, но уже красного цвета. Она оставляла на ступеньках красный след, символизирующий кровь.

Тысяча черепах, Париж

Fullscreen

На самом деле это не совсем черепахи. Это военные каски, собранные художником и французским скульптором Rachid Klimonte на блошиных рынках. Каски из Германии, Франции, России и США стилизованы под черепах. Они ползут, чтобы напомнить о войне. Это своего рода демонстрация против насилия в мире, утверждает художник.

Армии стран, чьи каски художник использовал для выставки, воевали по разные стороны фронта. И идея автора была в том, чтобы они объединились и якобы вместе выступили против войны как таковой.

Черепаха выбрана не случайно. Этот образ гармонизирует прошлое, настоящее и будущее. К тому же он символизирует цикличность и равновесие в природе. По словам художника, война — это тоже цикличность. Несмотря на то, что люди после войны спешат сказать "никогда больше" или "мы не забудем", страдания возвращаются.

Экспозицию выставили недалеко от Эйфелевой башни 8 мая 2011 года — в годовщину Дня перемирия, который ознаменовал конец Второй мировой войны.

"Другое место", пляж Кросби

Fullscreen

Чугунные человеческие фигуры то появляются из воды, то исчезают в море — все зависит от приливов и отливов. Это работа британского скульптора Энтони Гормли. Скульптуры якобы олицетворяют эмигрантов, которые покидают свою страну и надеются на будущее. Но не знают, что их ожидает на чужой земле. Именно поэтому все фигуры смотрят в море.

Каждая фигура — это 650-киллограмовая чугунная копия самого художника в полный рост. Всего их сто, они расположены на разном расстоянии как друг от друга, так и от берега. В целом чугунные люди растянулись на три километра вдоль береговой линии пляжа и углубились на километр в море. Периодически некоторые из них погружаются в воду по грудь или по колено.

Изначально не предполагалось, что скульптуры будут постоянно находиться в Великобритании. Поначалу они были разбросаны на пляжах европейских стран: в Германии, Бельгии и Норвегии. Их планировали отправить в Нью-Йорк, но английские музеи выступили с просьбой оставить их в стране. Поэтому в 2007 году их установили неподалеку от Ливерпуля. Планировалось, что они простоят там чуть больше года. Однако по истечении этого срока Гормли попросил оставить статуи. Поэтому они до сих пор охраняют пляж и превратили его в популярную достопримечательность.

Спасательные жилеты, Берлин

Fullscreen

Колонны одного из главных концертных залов Германии китайский художник Ай Вэйвэй превратил в инсталляцию. Она посвящена кризису эмигрантов. Около 14 тысяч спасательных оранжевых жилетов — это напоминание о том, как много таких же жилетов остается на греческом побережье, когда на него высаживаются мигранты с Ближнего Востока. Именно оттуда, с острова Лесбос, Ай Вэйвэй привез все материалы.

Таким образом художник хотел привлечь внимание к методам, которыми европейское правительство борется с кризисом беженцев. Стремясь убежать от войны и добраться до Европы, миллионы эмигрантов рискуют своими жизнями и гибнут в море. Помимо жилетов, частью экспозиции являются спасательные шлюпки с хештегом #SavePassage.

Ай Вэйвэй не впервые говорит об эмигрантах. Например, он воссоздал фотографию сирийского мальчика, которого нашли на турецком побережье. И открыл студию на острове Лесбос, через который эмигранты пытаются попасть в Европу. К тому же он преждевременно закрыл собственную выставку в Копенгагене по причине того, что в Дании приняли закон, который позволяет изымать ценности у мигрантов, претендующих на убежище.

Пустые открытки, Авcтралия

Fullscreen

На самом деле это не столько инсталляция, сколько перформанс. Беженец из Афганистана Ша Сарвари отправлял австралийцам открытки с просьбой написать, что они думают о мигрантах. Он разослал около двух тысяч открыток, но получил лишь 15 ответов. В основном люди писали о позитивном отношении к эмигрантам, хотя были и такие, которые советовали беженцам оставаться дома и строить жизнь там. Остальные 1985 не вернулись. Хотя художник предполагает, что получившие их люди все еще размышляют о проблеме и пока не определились со своим мнением.

Его экспозиция — это открытки, разложенные по спирали на полу. Там есть и те 15, которые пришли назад, и пустые. Собственно, именно последние автор и называет метафорой жизни беженцев, которые застряли в центрах для мигрантов или не нашли своего места.

За эту работу Ша Сарвари получил национальную премию Walker Street Gallery.

Художник переехал в Австралию еще подростком — в 2000 году. Он покинул дом и добрался до Австралии на лодке из Индонезии.

Обувь на берегу, Будапешт

Fullscreen

Это мемориал жертвам Холокоста на берегу Дуная. Его еще в 2005 году создал скульптор Люда Пауэр вместе с кинорежиссером Джаном Тогаем.

Вдоль набережной стоят 60 пар бронзовой обуви. Именно в этом месте в 1944-1945 годах нацисты казнили евреев. Их приковывали друг к другу, подводили к краю набережной и стреляли в первого в цепи. Тот падал в воду и влек за собой остальных. На смерть люди шли без обуви — ее заставляли снять, ведь в это время башмаки и туфли стоили дорого. И их можно было без проблем продать на черном рынке. Тем более обувь была самая разная: детские босоножки, женские туфли, мужские ботинки.

Сейчас же на берегу разбросана такая же, только бронзовая, стоптанная обувь. Нет ни одной повторяющейся пары. Все разные — как и люди, которые погибли на этом месте.