Кино для Хиллари. Как Голливуд сам себя перехитрил

Фото: worldnews.easybranches.com
Фото: worldnews.easybranches.com

Все фильмы — триумфаторы "Оскара" снимались, когда победа Хиллари Клинтон на президентских выборах считалась неизбежной. То есть Голливуд участвовал в беспроигрышной, как ему казалось, игре. И проиграл

Главной сенсацией вручения призов Американской академии кинематографических искусств и наук (именно так звучит полное название "Оскара") стало присуждение статуэтки за лучший фильм "Лунный свет". Хотя с восемью номинациями на приз эта лента о молодом афроамериканце нетрадиционной сексуальной ориентации уступала по их количеству лишь мюзиклу "Ла-Ла Ленд", который претендовал на четырнадцать наград (повторение рекорда за всю историю вручения "Оскара").

В итоге гости церемонии в лос-анджелесском кинотеатре "Долби" и сотни миллионов телезрителей стали свидетелями фантастической "накладки" — члены съемочной группа "Ла-Ла Ленд" уже начали благодарить со сцены многочисленных родственников, когда оказалось, что технические сотрудники церемонии перепутали конверты и статуэтка за лучший фильм уходит создателям "Лунного света".

Скептик сказал бы, что эта путаница стала логичным финалом всей церемонии, поскольку, по большому счету, оба этих фильма были равны в том, что значительно уступали в творческом плане победителям многих предыдущих церемоний. Так, "Ла-Ла Ленд", получивший в итоге шесть статуэток, никак не ровня замечательному мюзиклу "Кабаре", получившему в 1973 году восемь "Оскаров" и оставшемуся без девятого, за лучший фильм, только потому, что его соперником был "Крестный отец".

И дело не в количестве наград, а в том, что режиссеру "Кабаре" Бобу Фоссу удалось тогда соединить потрясающе поставленные гротескные музыкальные номера с политической сатирой на Германию 1931 года и в итоге сделать один из лучших в истории мирового кино фильмов. У режиссера же "Ла-Ла Ленда" 32-летнего Дэмьена Шазелла изначальные задачи были гораздо скромнее. Хотя, с другой стороны, именно это и сделало "Ла-Ла Ленд" фильмом более голливудским, чем "Кабаре", — этим и объясняется такое количество номинаций и наград для неплохого, но никак не выдающегося мюзикла. Ведь начинался Голливуд именно как киностудия, штампующая незатейливые комедии, мелодрамы и мюзиклы, воплощающие "американскую мечту" о том, как можно, приложив терпение и упорство, добиться "с нуля" впечатляющего успеха.

Голливуд во время президентских выборов активно поддерживал Хиллари Клинтон

Правда потом, в 1970-е, в Голливуд пришли молодые режиссеры, начавшие снимать так называемое "независимое кино", к которому можно отнести "Лунный свет". Однако и эта сентиментальная история о мальчике, который поначалу мучительно осознает себя геем, подвергаясь издевательствам ровесников, а затем принимает свою судьбу и становится успешным и богатым наркодилером, далеко не безупречна с профессиональной точки зрения. С одним, правда, исключением — великолепным исполнением роли наркодельца, чью профессию (если так можно сказать) унаследует главный герой фильма, актер афроамериканец Махершала Али, получивший "Оскар" за лучшую актерскую работу второго плана. Аналогичную награду для актрис получила тоже афроамериканка Виола Дэвис за роль в фильме "Ограды".

Всего же на награды в актерских номинациях претендовало шесть афроамериканцев — актеров и актрис — в отличие от прошлого года, когда киноакадемию подвергли критике за то, что в этих категориях не было ни одного номинанта с темным цветом кожи. В этом году академиков критикуют за то, что в последнее время среди номинантов-актеров был лишь один старше 60 лет. А это явный эйджизм. И тут придется перейти, пожалуй, к главной особенности "Оскаров" последних лет — их политизированности.

В этом году основная политическая интрига получилась даже не в том, что ведущий церемонии Джимми Киммел время от времени подшучивал над нынешним президентом США. (Иногда получалось остроумно: "Наша церемония идет уже два часа, а Дональд Трамп еще ничего не написал в своем Twitter".) Или в том, что на церемонию не приехал режиссер иранской кинокартины "Коммивояжер", получившей "Оскар" как лучший иностранный фильм, Асгар Фархади — в знак протеста против иммиграционной политики Трампа. Ситуация гораздо интереснее.

Как известно, Голливуд во время президентских выборов активно поддерживал Хиллари Клинтон. Но мало кто задумывался над тем, что фильмы, претендовавшие этой ночью на "Оскар", снимались в то время, когда приход Клинтон в Белый дом считался практически неизбежным. И, таким образом, это было, образно говоря, "кино для Хиллари". Или, если быть совсем точным, для ее электората, придерживающегося в основном либерально-интервенционистских идей. Все лидеры нынешнего года по числу номинаций попадают именно под эту категорию.

Например, герои "Ла-Ла Ленда", начинающие актриса и музыкант, которые ничего тяжелее ноутбука в своей жизни в руках не держали, — копия нынешних американских хипстеров. И вряд ли условные заводские работяги и фермеры, голосовавшие, как считается, за Трампа, будут идентифицировать себя с ними (а такая идентификация — одна из главных составляющих "голливудского мифа"). И уж почти наверняка эти "трамповские" белые работяги и фермеры не проникнутся проблемами нетрадиционной сексуальной ориентации главного героя "Лунного света". (Кстати, фильма, персонажи которого почти исключительно афроамериканцы, составляющие значительную часть электората демократической партии США.)

Осознает ли Голливуд свое политическое поражение или будет продолжать бороться с Трампом — сюжет не менее интересный, чем приключенческое кино

Или взять еще одного лидера по числу номинаций — фильм "Прибытие", претендовавший на победу в восьми категориях. История о том, как американские ученые пытаются установить контакт с прилетевшими на Землю пришельцами, а Китай хочет с этими "чужими" воевать — разве это только про инопланетян? Нет, конечно. Это и про США как традиционный "плавильный котел" для всех прибывающих латиноамериканцев и азиатов, которые, как и афроамериканцы, в большинстве своем являются электоратом демократической партии. И — намек на Трампа, который хочет строить стену на границе с Мексикой и тем самым уподобляется упомянутым в "Прибытии" китайским и российским политикам. (Кстати, один из получателей "Оскара" высказался со сцены против стены.) Правда, китайских политиков в финале фильма американская героиня перевоспитает, И в этом тоже читается недвусмысленный сигнал против Трампа, поскольку он именно Китай назвал главным соперником США в борьбе за лидерство на мировой арене.

Однако повторюсь, эти фильмы снимались, когда победа Хиллари Клинтон на президентских выборах считалась неизбежной. То есть Голливуд участвовал в беспроигрышной, как ему казалось, игре. Осознает ли он свое политическое поражение и подстроится под нового президента (Голливуд это умеет — вспомним, например, сколько фильмов появилось об афроамериканцах в начале первого срока Обамы), или будет продолжать упорствовать и бороться с Трампом — это сюжет не менее интересный, чем приключенческое кино.

Fullscreen