Особенности страхования. Зачем смотреть комедию Джорджа Клуни "Субурбикон"

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В прокате черная комедия Джорджа Клуни «Субурбикон» по сценарию братьев Коэнов. В ролях: Мэтт Дэймон, Оскар Айзек и Джулианна Мур

Небольшой американский городок Субурбикон. Чистенький, миленький, с приветливыми жителями. Поскольку дело происходит в конце 50-х, то приехавшая сюда черная семья Майерсов вызывает у местных жителей оторопь. Тему сегрегации Клуни знает хорошо. "Помню, мальчишкой я иногда ходил обедать в ресторан со своей семьей и с другими семьями, — рассказывает он в одном из интервью. — Тогда в Кентукки это было большое событие — сходить в ресторан. Мы были небогаты, и я прямо мечтал, как получу свой креветочный салат. И вот, бывало, только официант поставит перед тобой этот самый салат, как мужчина из другой семьи скажет что-нибудь вроде: "Ну и что там за проблема с этими?" И мама тут же начинала торопить нас: "Ешьте быстрее! Ешьте быстрее!" Потому что все мы знали: "эти" означает "черные", и отец обязательно встанет на их сторону, устроит скандал, и нам всем придется уйти из ресторана".

Так вот Майерсы живут рядом с Гарднерами: глава семьи — этакий провинциальный тюфяк (Мэтт Дэймон), его жена-инвалид Роуз (Джулианна Мур) — добрая симпатичная женщина, ее сестра-близнец Маргарет (тоже Мур), и сын Гарднеров Ники (Ноа Джуп). Ники успевает подружиться с сыном Майерсов, мальчишки играют в бейсбол. Ночью, пока толпа местных жителей изводит Майерсов криками и песнями, в дом Гарднеров врываются двое грабителей. Роуз погибает. Ники просыпается в больнице. Гарднер не особенно переживает по поводу смерти жены и вскоре Ники понимает, что у папы роман с тетей Маргарет. Семейство рассчитывает выручить большие деньги за смерть Роуз.

По ходу развития сюжета, зритель понимает, что семейка Гарднеров не так проста, как кажется. Параллельно местное население звереет все больше и пытается выкурить из городка Майерсов. В доме Гарднеров снова появляются бандиты, в ход идут ножи и пистолеты, но местные жители, находящиеся в десяти шагах от дома, слишком заняты изгнанием семьи афроамериканцев.

Это неглупое зрительское кино. Проблема лишь в том, что снимать его надо было тогда, когда Коэны написали сценарий в 1986 году. К 2017 году сюжет о том, что среднестатистическая якобы прочная американская семья – это отдельно взятый ад — уже не актуальна. Семьи создаются с все большим трудом и легко разваливаются. Афроамериканцев тоже никто не изводит, по телевизору не выступают идиоты, рассуждающие об отличиях между интеллектом черного и белого. Если рассматривать "Субурбикон" как детектив — это довольно средне придуманное, хотя и крепко сделанное кино. Проблема в том, что искушенный зритель может просчитать все ходы сюжета минимум на два шага вперед. И во время просмотра не покидает чувство, что все это когда-то уже было.

Как ни странно, но в этом крепко и грамотно слепленном сюжете, с отличным звездным составом, не достает авторского почерка. Шероховатости, волоса на камере, если хотите. Здесь слишком все выверено, слишком прилизано. Здесь нет ни одного эпизода, который можно было бы назвать провальным. Но не работает. Это как первоклассный спектакль, который актеры отыграли в сотый раз и потеряли интерес к игре. В "Субурбиконе" много крови, но нет нерва. Есть стиль, но нет вкуса. Он как креветочный салат с продуктами первого сорта, который забыли посолить.