Сон для двоих. Зачем смотреть венгерскую драму "Тело и душа"

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

В украинский прокат выходит фильм — обладатель "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля "Тело и душа" Ильдико Эньеди

Related video

"Тело и душа" может показаться фильмом об одиночестве и страхе его побороть. Стандартный набор: Он, Она и Обстоятельство. То, которое заставит этих двоих внимательнее присмотреться друг к другу.

Эндре — финансист, Мария — специалист по контролю качества. Когда на скотобойне, где они работают, случается кража, персонал вежливо просят пройти внеочередное психологическое обследование. Психолог пытается вычислить вора, попутно ругая финансиста и контролершу за несерьезное отношение к расследованию.

Благодаря психологу Эндре и Мария узнают, что им, двум малознакомым сотрудникам, снятся одни и те же сны. Днем они — замкнутые в себе взрослые, которые не могут нормально связать двух слов. А ночью — свободные олени, бесцельно бредущие по заснеженному лесу. Их души, в каком-то смысле уже срослись. Как быть с телами?

Персонаж Александры Борбей ("069", "Каминг-аут") — девушка-интроверт, у которой нет опыта общения с мужчинами. Актрисе удалось сыграть современную Белоснежку: холодную, малоподвижную, с затухающим огоньком во взгляде. Она болезненно реагирует на чужие прикосновения, не умеет выражать эмоции и боится всех, кроме своего психолога. За время работы над этим фильмом Борбей, возможно, разучилась улыбаться: едва заметные, требующие минимального напряжения мышц движения сложно назвать настоящей улыбкой. Без напряженного присматривания к ее мимике не обойтись: грань между полушоком, полустрахом и полуудивлением Марии очень тонка.

Для Гезы Морчани роль Эндре — кинодебют. Его персонаж — нервный, мелочный канцелярист, который не брезгует случайными связями. Он не умеет и не хочет понимать чужие слабости. В кадре Морчани сутулится и вяло жестикулирует, всем своим видом показывая, каким мизерным и ничтожным чувствует себя финансист Эндре.

То, с каким упорством Ильдико Эньеди сводит два одиночества, напоминает детскую игру "А если". Ведущий придумывает историю, а участники "валят" его вопросами. Таким образом можно сочинить настоящую сказку. А если добавить в эти отношения разговоры по телефону? А если купить героине музыкальный диск? А если разлучить их — совсем ненадолго? А если не дать им уснуть? Остроты сюжетным поворотам прибавляет композитор Адам Балаж.

Присмотревшись, в работе Эньеди можно увидеть (и даже переосмыслить) отголосок известной библейской притчи. Есть Он, Она, и Обстоятельство. Олень накормит свою спутницу — и бесцельный тур по прекрасному месту оборвется. Но это, как показывает "Тело и душа", к лучшему.