Философия п…ца, или Все оттенки черного. Как новый фильм Каурисмяки дарит надежду

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В прокате фильм "По ту сторону надежды" классика европейского кино Аки Каурисмяки. За эту работу режиссер получил "Серебряного медведя" на Берлинале

Related video

"По ту сторону надежды" Аки Каурисмяки — лента о черном дне, который наступил, но даже в этой темени можно отыскать свет. По факту лучше от этого жизнь не станет, но взгляд на ее мрачную сторону можно изменить.

Главный герой фильма — сирийский беженец Халед. Он нелегально прибывает в Финляндию на корабле, зарывшись по самую макушку в уголь. Затем мыкается по стране как никому не нужный беспризорный котенок. Образование у него так себе — механик. С общепринятой точки зрения он лузер по всем фронтам. Ну а если в стране начинается война, то первыми в мир иной судьба перебрасывает именно таких людей. Участь тех, кому якобы повезло, — беженцев, переселенцев — тоже незавидная. Живут они практически под плинтусом, выполняя черновую работу за гроши, или сидят в пункте для беженцев, как в лепрозории, выпрашивая у более удачливых и продвинутых соседей пристанище, как милостыню. Впрочем, в вымышленной реальности, то есть в кино, лузерам встречаются хорошие люди — местные жители, иначе бы и кино не было.

В фильме Каурисмяки опекать Халеда берутся владелец местной забегаловки экс-коммивояжер Викстрем (Сакари Куосманен) и команда его эксцентричных работников. У них своих проблем под завязку. Один от жены ушел, второй пьет, третий вообще берега потерял в поисках смысла существования. Но этим героям удается оставаться добрыми людьми. А в мире нет ничего красивей доброты.

Викстрем и компания противостоят и государственной машине, и кучке идиотов-скинов. Через содружество и взаимоподдержку простых людей Каурисмяки высекает из очень тухлой и мрачной истории искру божественного света. Он будто пишет картину про жестокость и холодность, про то, что жизнь человека не стоит ломаного гроша с точки зрения государства, но при этом свет, который есть в человеке, — мощное орудие защиты от реальности, созданной самими же людьми.

Каурисмяки высекает из очень тухлой и мрачной истории искру божественного света

Халеду, который ждет официального разрешения остаться в стране, представители системы объявляют, что не видят опасности в его пребывании в Сирии, но тут же в стык этой сцене режиссер дает документальные кадры с бомбежкой Алеппо. И тут же Халеда укрывают в баре "Золотая пинта" его друзья. В баре звучит рок-н-ролл, а с плаката во всю стену упрямо смотрит Джимми Хендрикс, который сражался с уродством мира, высекая из своей гитары ноты такой прозрачной красоты, что вопрос "зачем все, если все обстоит так паршиво?" отпадал сам собой. И когда сириец в фильме бросает уличному музыканту последнюю монету, становится ясно, что не все потеряно, пока в душе у гуманиста Каурисмяки звучит рок-н-ролл.

Это кино надо смотреть не только потому, что его сделал режиссер с неповторимым почерком, но еще и потому, что, по словам Каурисмяки, такое может произойти с каждым. Ведь, все мы люди: сегодня одни вынуждены бежать, завтра мы сами можем стать беженцами. Так что надо быть добрым по отношению к тому, кто сейчас оказался зарытым по самую макушку в уголь.