Кто получит "Оскар": фавориты и темные лошадки 90-й церемонии

Фото: Getty Images, IMDB
Фото: Getty Images, IMDB

За несколько дней до вручения премии "Оскар" победители во многих ключевых номинациях остаются неочевидными

Related video

Уже совсем скоро, 4 марта, в Лос-Анджелесе состоится юбилейная, 90-я церемония вручения премии "Оскар". Ее результаты мы узнаем утром 5-го числа, хотя самые любопытные или страдающие бессонницей украинцы могут следить за ней в прямом эфире: канал "Украина" начнет трансляцию в 01:30 в ночь с воскресенья на понедельник. Но даже если вы не из любопытных, крепко спите и не интересуетесь кино, совсем абстрагироваться от "Оскара" вряд ли получится.

Еще долго после церемонии в соцсетях будут обсуждать, "тому" или "не тому" дали, в изданиях о моде и звездах — кто, с кем и в чем пришел, а в медиа посерьезнее — рассуждать, о чем свидетельствует то или иное решение киноакадемиков в контексте актуального американского и глобального общественно-политического дискурса. В этом и заключается особенность главной мировой кинонаграды, которая давно уже не только и не столько о кино, сколько обо всем сразу.

Нынешняя церемония может принести немало сюрпризов. После позапрошлогоднего скандала по поводу того, что "Оскар" слишком белый", состав голосующих значительно обновился: в нем стало больше темнокожих, женщин, а среднестатистический киноакадемик помолодел. Эта свежая кровь, как и последствия все не стихающего скандала вокруг сексуальных домогательств, несомненно скажутся на результатах.

"Оскар" — это, в конце концов, просто красиво. А еще азартно

Среди главных фаворитов сразу несколько фильмов с яркими женскими персонажами и очевидным феминистическим посылом: "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", "Леди Берд" и "Форма воды". Также впервые за всю историю премии в операторской категории представлена женщина — Рэйчел Моррисон за "Ферму "Мадбаунд", а кроме того, в число оскаровских номинантов в первый раз включили открытого трансгендера — продюсера Янса Форда за документалку "Стронг-Айленд". К тому же 90-я церемония может стать 1-й, где лучшим фильмом назовут работу режиссера с темным цветом кожи — речь идет о картине "Прочь" режиссера-дебютанта Джордана Пила. А его главный конкурент при этом — режиссер-мексиканец — автор "Формы воды" Гильермо Дель Торо. И да, на фоне бело-мачистского крена трамповской Америки такое сelebrate diversity смотрится особенно эффектно.

Но даже если не вдаваться в киношные или общественно-политические тонкости, "Оскар" — это, в конце концов, просто красиво. А еще азартно. Попробовать заранее угадать победителей (и при желании поставить на это в тотализаторе) — неплохой способ отвлечься, развлечься и, возможно, даже заработать. Так что делаем ставки!

Три билборда для "ихтиандра"

Лучший фильм

Fullscreen

"Три билборда на границе Эббинга, Миссури" — 11/8 (2,4) *
"Форма воды"
— 2/1 (3)
"Прочь" — 13/2 (7,5)
"Леди Берд" — 22/1 (23)
"Дюнкерк" — 50/1 (51)
"Зови меня своим именем" — 50/1 (51)
"Призрачная нить" — 80/1 (81)
"Секретное досье" — 100/1 (101)
"Темные времена" — 100/1 (101)

Когда летом вышел "Дюнкерк", эпическая картина практически без диалогов, показывающая войну с необычного ракурса: не как стремление победить, но как желание просто выжить, — ее сразу же назвали потенциально главным "оскаровским" фильмом. Но сейчас она совсем не в числе фаворитов. Основная интрига 90-й церемонии — сражение "ихтиандра" с "билбордами". И, скорее всего, победителями будут последние.

"Форма воды" — трогательная и красивая история любви немой уборщицы секретной лаборатории и запертого там для опытов человека-амфибии — тоже вроде бы сделана "по правилам". Протагонисты — немая девушка, ее темнокожая подруга и возрастной друг-гей — спасают представителя "краснокнижного" вида от смерти. Антагонист — белый "мачо-мэн" с садистскими наклонностями, определенным образом символизирующий трамповскую Америку. Но здесь, пожалуй, и кроется подвох. На фоне такого "лобового" подхода "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" смотрятся выгоднее. История слетевшей с катушек матери, которая пытается любыми средствами добиться отмщения за жестокое убийство дочери, тонко сплетена из множества моральных дилемм, затрагивающих самых разных людей. Отсутствие четкого разделения на правых и виноватых делает ее намного глубже и интереснее, чем могло бы быть. А сам ход с билбордами уже вышел из кино в реальность. По всему миру активисты, пытающиеся разобраться с бездействием властей, пишут им свои послания на таких же красных билбордах, как в фильме. Таким образом в Лондоне пытались добиться активизации расследования обстоятельств пожара в высотке, который прошлым летом унес жизни 71 человека. В Майами требовали усилить контроль над распространением оружия. А в Нью-Йорке билборды, касающиеся войны в Сирии, появились прямо перед офисом ООН.

Но кроме очевидных фаворитов есть в гонке за звание лучшего фильма и темная лошадка. Темная не только в переносном, но и в прямом смысле: сюрреалистический фильм афроамериканского режиссера-дебютанта Джордана Пила "Прочь", рассказывающий историю о белой семье, похищающей чернокожих людей ради обретения бессмертия. Чем ближе к церемонии, тем больше критиков ставят в своих прогнозах именно на него. "Прочь" — неочевидный выбор. Но "Оскар" любит сюрпризы.

Лучший режиссер

Fullscreen

Гильермо дель Торо, "Форма воды" — 1/10 (1,1)
Кристофер Нолан, "Дюнкерк" — 20/1 (21)
Грета Гервиг, "Леди Берд" — 40/1 (41)
Джордан Пил, "Прочь" — 50/1 (51)
Пол Томас Андерсон, "Призрачная нить" — 80/1 (81)

Корреляция между номинациями "Лучший фильм" и "Лучший режиссер", безусловно, есть: из 89 картин, которые к настоящему моменту получили на "Оскаре" звание лучших, 63 также принесли своим создателям и награды за режиссуру. При этом всего 4 ленты за всю историю кинопремии стали лучшими, тогда как их режиссеры вовсе не были включены в свою профильную номинацию. Если победят "Три билборда…", то в этом списке будет уже 5 картин, ведь режиссер Мартин Макдона на звание лучшего не претендует. Но эта статистика и настораживает: в ее свете все более вероятной кажется победа в категории "Лучший фильм" не фаворита, а темной лошадки. Притом что премию за "Лучшую режиссуру" отдадут "внеконкурентному" Гильермо дель Торо.

Лучшая женская роль

Fullscreen

Фрэнсис МакДорманд, "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" — 2/13 (1,6)
Сирша Ронан, "Леди Берд" — 18/1 (19)
Салли Хокинс, "Форма воды" — 33/1 (34)
Марго Робби, "Я, Тоня" — 50/1 (51)
Мерил Стрип, "Секретное досье" — 80/1 (81)

За работу в "Трех билбордах…" Фрэнсис МакДорманд уже получила "Золотой глобус", BAFTA и главный оскаровский "барометр" в актерских номинациях — премию Гильдии киноактеров США. То, что киноакадемики также отдадут свои голоса именно ей, более чем вероятно. Особенно в контексте актуальности феминистического дискурса после всех голливудских секс-скандалов: несгибаемая женщина, берущая правосудие в свои руки, — образ однозначный и не нуждающийся в дополнительных расшифровках. Ранее ближайшей конкуренткой МакДорманд в номинации считалась Салли Хокинс, но чем ближе к "Оскару", тем, кажется, меньше у нее шансов. Зато все больше внимания уделяется Сирше Ронан, сыгравшей экстравагантную девушку-подростка в поисках своего места в мире. Фильм "Леди Берд" тоже находится в актуальном "идеологическом русле": не зря эту искреннюю и человечную картину женщины-режиссера критики уже окрестили "первым по-настоящему феминистическим фильмом о тинейджерах". Роль в "Леди Берд" принесла юной Ронан уже третью номинацию на "Оскар". Но, вероятнее всего, своей статуэтки девушке придется еще подождать.

Лучшая мужская роль

Fullscreen

Гэри Олдмен, "Темные времена" — 1/10 (1,1)
Тимоти Шаламе, "Зови меня своим именем" — 18/1 (19)
Дэниэл Дэй-Льюис, "Призрачная нить" — 40/1 (41)
Дэниэл Калуя, "Прочь" — 50/1 (51)
Дэнзел Вашингтон, "Роман Израэл, Esq." — 100/1 (101)

Так же, как и МакДорманд, Гэри Олдмен собрал все главные "предоскаровские" награды в своей номинации. Неудивительно: один из лучших актеров современности выступает в роли Уинстона Черчилля, мудрого и сильного лидера, которого этой современности так не хватает. Если не это уверенная заявка на победу, то что тогда?

По иронии, ближайший конкурент Олдмена — Тимоти Шаламе, сыгравший трепетного влюбленного юношу в гей-драме "Зови меня своим именем", — тоже очень молод. Таким образом, получается, что в главных актерских номинациях между ключевыми претендентами по 37 лет разницы: МакДорманд — 60, Ронан — 23, Олдмену — 59, а Шаламе — 22 года. И кажется, в этот раз победит все-таки старая гвардия.

Лучший оригинальный сценарий

Fullscreen

Джордан Пил, "Прочь" — 13/10 (2,3)
Мартин Макдона, "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" — 3/2 (2,5)
Грета Гервиг, "Леди Берд" — 7/1 (8,0)
Гильермо дель Торо и Ванесса Тейлор, "Форма воды" — 50/1 (51)
Эмили В. Гордон и Кумэйл Нанджиани, "Любовь — болезнь" — 80/1 (81)

Ранее однозначным фаворитом в этой престижной номинации считался Мартин Макдона и его "Три билборда…", но в середине февраля путаницу в прогнозы внесла награда Гильдии сценаристов США. Лучшим оригинальным сценарием профильные эксперты назвали "Прочь" Джордана Пила, чем резко подняли его оскаровские шансы.

Лучший фильм на иностранном языке

Fullscreen

"Фантастическая женщина" (реж. Себастьян Лелио, Чили) — 4/9 (1,4)
"Квадрат" (реж. Рубен Эстлунд, Швеция) — 9/2 (5,5)
"Нелюбовь" (реж. Андрей Звягинцев, Россия) — 14/1 (15)
"Оскорбление" (реж. Зиад Дуэри, Ливан) — 33/1 (34)
"О теле и душе" (реж. Ильдико Эньеди, Венгрия) — 40/1 (41)

92 страны подали свои фильмы в качестве претендентов на попадание в номинацию "Лучший фильм на иностранном языке". Среди них и Украина: от нашей страны заявили "Уровень черного" Валентина Васяновича. Но в оскаровский шорт-лист мы не вошли. Среди тех, кому повезло больше, долгое время основным претендентом на победу считался обласканный критиками "Квадрат" шведа Рубена Эстлунда, получивший "Золотую пальмовую ветвь" Канна. Но, кажется, на финальных этапах оскаровской гонки эта едкая сатира на сверхтолерантное западноевропейское общество сдает позиции чилийской драме о проблемах транссексуалов "Фантастическая женщина".

* Здесь и далее приведены коэффициенты ставок от портала goldderby.com, который специализируется на предсказании результатов "Оскара"; для выведения коэффициентов используются прогнозы экспертов и пользователей портала; для удобства дробные английские коэффициенты в скобках даны в более привычном нам десятичном виде — чем ниже коэффициент, тем выше шансы на победу.