Реквием по 1980-м. Почему "Первому игроку приготовиться" – фильм для зрителей 30+
В прокате одноименная экранизация научно-фантастического романа Эрнеста Клайна. Режиссер – Стивен Спилберг
Кудесник Спилберг, некогда порадовавший "Искусственным разумом", снова отправляет зрителя в будущее. Или в прошлое. Так сразу и не разберешь.
2045-й. По сюжету, для большинства людей очки и шлемы виртуальной реальности уже стали must-have. В выдуманном мире - ни трущоб, ни экологических катастроф. Трава зеленее, деньги доступнее, девочки симпатичнее. Эмоции, которые испытывают игроки компьютерного рая, напоминают благоговение и энтузиазм владельцев первых приставок и тамагочи.
У нового "потерянного поколения" есть и более меркантильная причина слоняться по VR-Вселенной. Покойный создатель игры (Марк Райлэнс, "Шпионский мост", "Большой и добрый великан"), умник и большой фанат 1980-х, завещал свое "царство" тому, кто первым найдет в его игре "пасхальное яйцо".
Главный герой Уэйд Уоттс – один из многочисленных охотников за "секретиком". Персонаж Тая Шеридана ("Древо жизни", "Джо") создавался по принципу с мира по нитке. Поттероманы, например, сразу же заметят его схожесть с "мальчиком, который выжил": некрасивые очки, мешковатая клетчатая рубашка и статус сироты, который на птичьих правах ютится в доме тетки. Поклонники "Игр престолов" отметят, как ловко создатели фильма разделили аватаров на кланы и одиноких рыцарей (причислив Уоттса к последним). Фанаты "Охотников за привидениями" тоже не останутся без внимания: Спилберг явно "одолжил" у них фирменные маскировочные костюмы и трубу, по которой главный герой спускается с верхних этажей как заправский пожарный.
Внешность и биография Уоттса – не единственный рояль в кустах. Во время виртуального квеста главному герою и его стихийно образовавшейся команде придется убегать от Мехагодзиллы, спасаться от гигантского обезьяноподобного монстра, плясать под дудку танцевального автомата и выяснять отношения с персонажами из "Сияния". А еще рубиться в Adventure на допотопном мониторе и взаимодействовать с куклой-убийцей Чаки. Даже невнимательный зритель, который попал на этот сеанс исключительно по воле ближнего, заметит какие-то реверансы и знакомых персонажей.
Плохие парни в этой истории — "IOI", платежеспособная и могущественная корпорация, которую возглавляет Нолан Сорренто (Бен Мендельсон, "По волчьим законам"). Конечно, их амбициозный гендиректор мечтает завладеть прекрасной "пасхалкой". Собственная частная армия должна убрать неугодных и ускорить успешное "переоформление" прав на виртуальный мир. Но действуют ли в нем законы физики? И сумеют ли потертые купюры победить молодую кровь?
Люди будущего, которые бездумно копошатся в прошлом, - герои фильма-прощания. Стивен Спилберг снял реквием по собственной молодости, творческому поиску и первому чувству значимости в мире поп-культуры. Разгадывая загадки сумасшедшего VR-гения, персонажи, так или иначе, топчут вокруг работ и амбиций невидимого в кадре именитого художника.
Однажды американский композитор Алан Сильвестри ("Назад в будущее", "Форрест Гамп") обязательно получит "Оскар". Возможно, он выйдет за ним, насвистывая главную тему "Первому игроку приготовиться", идеальный мотивчик для победного шествия за статуэткой.
Зритель, который любит ушами, не уйдет из кинозала обиженным. Звуковые спецэффекты не уступают визуальным, они плавно переходят в зажигательные хиты 80-х. Специалист "вырубает" их ровно в тот момент, когда фильму грозит перевес в сторону мюзикла.
Целевая аудитория картины – зрители, которым "немного за 30". Они по-настоящему оценят реверансы в сторону знакомого культурного пула. Плюс, не станут плеваться, увидев бессовестно срисованных с аниме аватаров, разгуливающих по реальному гетто в потертых джинсах и бейсболках. Взрослые мальчики и девочки закроют глаза на беспомощного злодея (и не такое видели) в обмен на возможность поколесить в фургоне отбитых подростков под хит-парад любимых мелодий.
А после сеанса эти люди, возможно, даже приобретут роман Эрнеста Клайна. Не стоит забывать – речь идет о поколении, которое еще умеет читать.