В поисках героя. Чего не хватает современным украинским фильмам
Режиссер и сценарист, глава правления Украинской Киноакадемии Михаил Ильенко – о трендах развития национального кинематографа
В этом году у членов Украинской Киноакадемии нашелся явный фаворит: фильм "Киборги" Ахтема Сеитаблаева был удостоен Национальной Кинопремии в пяти номинациях, включая самую знаковую – "Лучший фильм". С мощной, но довольно тяжелой для восприятия картиной Сеитаблаева, описывающей один из самых драматичных моментов новейшей истории страны, парадоксально контрастирует легкая авантюрная комедия, получившая приз зрительских симпатий. В номинации "Выбор зрителя" лучшим был признан фильм Олега Борщевского "DZIDZIO Контрабас". Похоже, украинский кинематографический бомонд тяготеет к драме, а аудитория жаждет смешного. Фокус попросил главу правления Украинской Киноакадемии Михаила Ильенко помочь разобраться в этом противоречии.
Фестивальная мода
Какая черта отличает современное украинское кино?
- Довольно долго единственным "окном в мир" для него были фестивали. Молодые режиссеры видели только один способ реализоваться в профессии, один вид признания – зарабатывать награды на международных фестивалях. И надо сказать, в этом украинцы были вполне успешны. Даже наши студенты получали высокие оценки жюри в Каннах, Берлине и Венеции. Так выработалась стилистическая и тематическая зависимость от фестивальной моды. А она в последние годы, к сожалению, диктует мрачность и депрессивность.
То, что украинцы снимают депрессивное кино необязательно попытка подстроиться под вкусы западных фестивальных жюри. Возможно, это просто отражение тех тяжелых драматических событий, которые переживает страна.
- К сожалению, готовность ориентироваться на украинского зрителя с его настроениями и предпочтениями скорее исключение, чем правило. Многие финальные титры делают только на английском. В этом году вообще дошло до абсурда. Оргкомитету Национальной Кинопремии прошлось обращаться к авторам фильмов-соискателей с просьбой сопроводить их картины украинскими титрами, которых изначально не было. То есть даже подавая свои работы на рассмотрения Украинской Киноакадемии, наши кинематографисты не всегда считают нужным переводить что бы то ни было на украинский язык.
Как думаете, мода на депрессивное кино еще долго продержится?
- Нет, она пройдет. Недавно я смотрел фильм 1953 года "Белая грива", тоже, кстати, призер Каннского фестиваля, и был поражен. Там присутствовало все то, от чего, к сожалению, сейчас отказывается большинство кинематографистов фестивального класса. Яркий герой, внутренняя улыбка, светлая надежда, несмотря на драматический финал. Рано или поздно мир снова поймет, что кинематограф класса А необязательно должен быть "герметичным". Он может быть обращен не только к автору с его исканиями и переживаниями, но и к аудитории.
Знаете, что такое "кино, открытое к зрителю"? Посмотрев его, хочется жить, благодаря ему становится легче на душе. Это совсем не противоречит желанию создавать произведения искусства, делать умные фильмы и т. д.
Центральный персонаж
Помимо того, что украинское кино долго было ориентировано на фестивали, есть у него еще какие-то характерные особенности?
- Всех почему-то пугает словосочетание "украинское поэтичное кино". Его очень удобно ругать, снимая его, легко сфальшивить. Однако лучшие образцы из нашей кинематографической истории, начиная с Довженко, так или иначе к нему приближаются. В нем действительно отражается украинская ментальность. Пытаться от этого убежать бесполезно и не нужно. Национальная культура, в том числе и наивное народное творчество – совершенно не то, чего следует стыдиться современному режиссеру. Сам я хоть и очень люблю простые сюжетные фильмы, все-таки почти в каждой своей картине ищу какие-то моменты, апеллирующие к поэтичному кино. Пытаюсь сочетать черты коммерческого кино и национальной культурной традиции.
В Украине за два последних года снято как никогда много фильмов, рассчитанных на массового зрителя. Значит ли это, что отечественные кинематографисты отходят от концепции исключительно фестивального кино?
- Мы движемся к состоянию здорового баланса. Один тренд уравновешивает другой. Я, кстати, не вижу ничего плохого в том, чтобы снимать кино для "зрителя с попкорном". Вопреки распространенному заблуждению эти самые "едоки" далеко не примитивны, им не так-то легко понравиться, а главное – с ними можно говорить кинематографическим языком о самых разных вещах, даже очень сложных и глубоких. В конце концов, это вопрос мастерства. Я с радостью могу констатировать, что в Украине производством коммерческого кино занялись талантливые и профессиональные люди.
Вопреки распространенному заблуждению "едоки попкорна" далеко не примитивны, им не так-то легко понравиться
Яркий пример – комедия "DZIDZIO Контрабас". Прекрасная команда создала очень качественную картину абсолютно без государственного финансирования – полностью коммерческий проект. Комедия положений это то, с чего начинал великий Чарли Чаплин.
Что должно проявиться в нашем кинематографе на следующем этапе развития?
- Герой. Причем я сейчас говорю не о военно-исторических образах, а о статусе персонажа фильма. Героем может быть не только в солдат, совершивший подвиг, или генерал, который привел армию к победе. Герои живут и в мирное время, совершают значимые поступки на самых разных поприщах. Героем может быть даже ребенок или собака. Речь о силе и центральности этого персонажа.
В СССР было полно русских киношных героев, но ни одного эстонского, казахского или украинского. Кинематографические "окраины" как бы не имели права на такие образы. Приходилось довольствоваться слезоточивыми персонажами, трогательными, но слабыми. Герой всегда считался привилегией центра. Совсем недавно он начал появляться в украинских фильмах. И я вижу, что именно благодаря ему зритель готов прощать нашим фильмам многие недостатки.