Девушка из KAZKA. Александра Зарицкая: "Деньги, машины и яхты - не наш приоритет"

Фото: пресс-служба Mamamusic, Андрей Максимов
Фото: пресс-служба Mamamusic, Андрей Максимов

Фокус поговорил с группой KAZKA о быстром успехе, обратной стороне популярности и о том, как совместить инди-музыку и шоу-бизнес

Феномен успеха группы KAZKA сегодня не обсуждает только ленивый. Ее участники, каждый по отдельности, запросто могли бы получить от жестокого украинского шоу-бизнеса ярлык "неформат". Солистке Александре Зарицкой пришлось штурмовать талант-шоу "Голос країни", где ее прозвали "украинской Адель". У басиста и клавишника Никиты Будаша до KAZKA был независимый, но куда менее популярный проект Dead Boys Girlfriend. А Дмитрий Мазуряк, отвечающий в группе за духовую секцию и, кажется, знающий о музыкальных инструментах все, и вовсе далек от образа парня из модной группы. Но вместе эти трое сумели оседлать волну и взмыть на вершину хит-парадов. Популярность обрушилась на группу быстрее, чем их успели запомнить в лицо: когда треки "Свята" и "Плакала" уже звучали из каждого утюга, почти никто еще толком не знал, что это за проект.

Сказка могла бы закончиться так же стремительно, как и началась (история помнит сотни групп, спевших один-два хита и канувших в Лету). Но KAZKA — это не только музыканты, но и продуманный менеджмент, и продюсерская работа. Пожалуй, именно этим в сочетании с оригинальным звуком (микс этники и электроники с необычными духовыми инструментами) и объясняется стремительный успех коллектива.

В результате всего за год — первый альбом, все­украинский тур, ряд музыкальных премий, попадание в топ-10 музыкального поисковика Shazam, 90 млн просмотров видео "Плакала" на YouTube и не менее амбициозные планы на 2019-й. Посмотрим, удастся ли KAZKA удержать взятую высоту.

2018 год выдался для KAZKA невероятно успешным. А что для каждого из вас стало ключевым событием года?

Александра Зарицкая: Для меня это наш первый сольный концерт, который состоялся 1 июня. В тот момент я пережила огромное волнение и одновременно счастье. Это один из самых счастливых дней в моей жизни — я никогда не думала, что на наш концерт может прийти так много людей. До этого у нас уже были выступления, но чаще всего не сольные. Первый сольник стал для нас как для группы очень важным опытом. Когда увидела, как люди аплодируют на протяжении всего концерта, я, если честно, была в шоке.

Дмитрий Мазуряк: А для меня особенным событием стала премия M1 Music Awards, где нас отметили в двух номинациях — "Хит года" и "Прорыв года".

2018 год стал для группы KAZKA невероятно успешным: в начале лета они дали первый сольный концерт, а уже осенью поехали во всеукраинский тур

Никита Будаш: Этот год оказался очень интенсивным. Было много неожиданного, в том числе побед: это и музыкальная премия Yuna, и M1 Music Awards. Но, пожалуй, самым удивительным для меня, как и для Саши, стало количество зрителей, приходивших на наши концерты.

А.З.: Зрительский отклик имеет огромное значение. Мы как молодые артисты еще не умеем включать актерское мастерство, так что если со стороны аудитории нет отдачи, работать сложно. Поэтому для нас очень важно, когда люди реагируют и делятся с нами эмоциями.

Ваш первый альбом KARMA очень разный по звучанию, но этнические мотивы есть почти во всех треках. Значит ли это, что KAZKA — не только об украинской фольклорной музыке, но об этнической музыке в целом?

Н.Б.: KAZKA — это world music!

А.З.: Мы делаем ту музыку, которая нам нравится, такой, как она получается. Мы бы не стали утверждать, что это обязательно национальная украинская музыка.

Н.Б.: Нас часто спрашивают об этнической составляющей. Да, она есть, но именно украинских мотивов в наших композициях не так уж много. Мы просто вплетаем в наш звук как украинские, так и другие национальные инструменты.

Вы действительно используете много необычных музыкальных инструментов: от сопилок до китайской флейты. Как и почему они появились в исполнении группы?

Д.М.: Нам не хочется ограничиваться каким-то одним звучанием: например, только украинских или только арабских инструментов. Поэтому стараемся задействовать более широкую музыкальную палитру. Например, недавно на одном из концертов использовали колесную лиру (древний украинский национальный музыкальный инструмент. — Фокус). Это было очень эффектно, люди снимали фото и видео, они никогда ничего подобного не видели.

А.З.: Дима невероятно много знает о музыкальных инструментах, он в группе главный по этой части. Мы, кстати, и познакомились с ним на его лекции о музыкальных инструментах.

Презентуя альбом, вы рассказывали, что KAZKA не боится откровенно говорить о настоящем, больном, тайном. А о каких темах вам хочется говорить со своим слушателем сейчас, спустя почти год?

А.З.: У нас действительно нет никаких секретов, мы ничего не скрываем от нашего слушателя, мы такие, какие есть. Мне кажется, за это нас и любят. Мы делаем то, что нам нравится. А чтобы звучание было по-настоящему крутым, помимо нас троих над проектом работает еще целая команда. Пока каждый член коллектива не скажет, что песня классная, мы ее не выпускаем "в жизнь".

Н.Б.: Поэтому наша музыка и цепляет.

Fullscreen

В одном из интервью вы сказали, что KAZKA — о поиске национальных корней, идентичности, черт, которые отличают нашу нацию от остальных. Что это за черты и как вы пытаетесь это артикулировать через музыку?

Д.М.: Это моя цитата. Я имел в виду, что для многих стран, к примеру бывшего СССР, актуален поиск своих национальных корней или возвращение к ним. В определенный исторический период эти корни были искусственно "срезаны", и теперь люди пытаются их снова найти. Это поиск того, что отличает нас от других наций, делает нас нами, а не кем-то другим.

То же самое происходит и с музыкой. Сегодня так много разного контента, но при этом в руках у музыкантов множество одинаковых инструментов. А национальный колорит дает ту краску, которой нет больше ни у кого. Именно поэтому, мне кажется, людям из других стран это интересно.

А.З.: Но мы задействуем не только украинские музыкальные инструменты, но и национальные инструменты других стран.

Д.М.: Да, например, в "Плакала" звучит инструмент, аналог которого есть у многих народов. Таким образом слушатели из разных культурных контекстов считывают в нашей музыке и что-то свое, и что-то оригинальное. В одном и том же инструменте казахи услышат курай, молдаване — кавал, украинцы — сопилку-бас, китайцы — флейту, армяне — дудук. У каждого народа есть свой инструмент, но их тембр, скажем так, универсальный, а звучание "международное".

В чем феномен KAZKA? За счет чего вы выстрелили?

Н.Б.: Хотите, чтобы мы вот так просто взяли и сказали?

Нет, конечно. Давайте порассуждаем: дело тут в звуке или, возможно, в вас как артистах?

А.З.: Феномен на то и феномен, что его невозможно объяснить. Думаю, один из важных факторов, кроме тех, что вы назвали, в том, что у нас мощная команда, без ее помощи мы бы не добились таких результатов за столь короткий срок. А вообще секрет прост. 99% нашего успеха — тяжелая работа без отдыха. Вот все эти составляющие вместе и сработали.

На декабрьском сольном концерте в Киеве KAZKA представила первую англоязычную песню

Существует стереотипное представление об оппозиции независимой музыки и шоу-бизнеса: либо ты инди-музыкант, либо работаешь с лейблами и тогда априори делаешь более массовый продукт. Вы же инди-группа, работающая по законам шоу-бизнеса. Если представить независимую и коммерческую музыку как два полюса, где между ними KAZKA?

А.З.: Во-первых, мы делаем музыку, которая нравится прежде всего нам. Иначе мы бы далеко не уехали. Во-вторых, нам очень повезло с продюсером: у Юры Никитина за плечами много успешных проектов, он не ориентирован исключительно на заработок, ему интересно сделать что-то, что оставит профессиональный след. В этом смысле мы совпали, поскольку деньги, машины и яхты — тоже не наш жизненный приоритет. Для нас важно делать хорошую музыку.

Но это все равно шоу-бизнесовый проект. Было ли что-то в вашей музыке, образе, подаче предметом компромисса?

А.З.: Конечно, никогда не происходит все гладко. Бывают разные случаи. Например, многие песни отсекались. Но мы всегда приходим к какому-то общему решению и находим то, что нравится нам всем.

Д.М.: Это и есть работа над созданием музыки. Потому что автор песни всегда видит ее по-своему, саунд-продюсер — по своему, менеджмент — по-своему. Но мы всегда ищем общее видение, без этого не будет результата.

А.З.: К сожалению, в Украине много более коммерческих проектов, где песни работают на то, чтобы продавать.

И зачем вам троим, в лучшем смысле слова "неформатным", нужно было пойти в этот шоу-бизнес, где песни пишут, чтобы продавать?

А.З.: Для меня это, как бы пафосно ни звучало, смысл жизни — совершить прорыв в музыке, оставить после себя след. И Юра Никитин в этом мой единомышленник. У меня много планов, и я бы очень хотела продолжать делать свою работу и прославлять именно украинскую музыку. Может быть, в этом совпадении по ценностям и кроется секрет нашего успеха.

Н.Б.: Я бы не разделял шоу-бизнес и независимую музыку. Знаю, что такое инди-музыка не понаслышке, и убежден: она тоже может быть популярной.

А.З.: Можешь привести пример?

Н.Б.: The Killers, The Kills.

А если говорить об украинском контексте?

KAZKA — это не только музыканты, но и продуманный менеджмент, и продюсерская работа. Именно этим в сочетании с оригинальным звуком и объясняется стремительный успех коллектива

Н.Б.: KAZKA, знаете такую группу?

Хороший пример, только это исключение, подтверждающее правило.

Н.Б.: Из украинских артистов я бы назвал "Один в каноэ" и Vivienne Mort. Это группы, которые идут к своему зрителю, хотя, конечно, их нельзя назвать поп-коллективами.

Мне тоже кажется, что и "Один в каноэ", и Vivienne Mort свой выбор между коммерческой и независимой музыкой сделали. А вот KAZKA удалось все совместить, поэтому мы и обсуждаем тут секрет ее успеха.

Н.Б.: Да, но это выбор не нас как музыкантов, а аудитории. Нельзя просто сказать: "Я не буду делать поп-музыку". Музыка (и популярная в том числе) бывает хорошая и плохая. Поэтому я бы не разделял на два полюса и не говорил, что инди-музыка априори классная, а популярная плохая.

Д.М.: Соглашусь с Никитой в том, что любая музыка может быть популярной. Не стоит делить на черное и белое. В музыке есть много разных оттенков, и KAZKA — один из них.

Давайте немного о "побочных эффектах" вашего успеха. Насколько вы оказались готовы к свалившейся на вас популярности? И как к ней относитесь: насколько она вас поддерживает, раздражает, стимулирует? Это вообще для вас важно?

А.З.: Я всегда знала, что буду заниматься музыкой. Даже когда меня отправили учиться в юридическую академию (спасибо, папа), я все равно верила, что именно музыка — дело моей жизни. Популярность пришла к нам очень быстро, и мы все еще учимся с ней справляться. С одной стороны, это очень весело и круто…

Д.М.: …а с другой — повышенное внимание и давление, как ни крути.

А.З.: Очень много людей проявляют внимание, и у тебя не всегда хватает на это эмоционального ресурса. Физически ты можешь быть в порядке, но в эмоциональном смысле это большая нагрузка.

Д.М.: Есть два полюса популярности: с одной стороны, это приятно, с другой — можно иногда прочитать о себе не самые лестные комментарии в Сети (я иногда это делаю). Но это, как вы говорите, побочные эффекты публичности.

А если популярность завтра или через пять лет закончится так же, как началась?

Н.Б.: Сто процентов закончится. И это нормально.

KAZKA приобрела популярность не только в Украине, но и за рубежом. Как сегодня выглядит гастрольная география группы? Планируете ли вы выход на международный рынок, и повлияет ли это на музыкальный материал?

А.З.: Совсем недавно, 12 декабря, на нашем заключительном концерте всеукраинского тура мы презентовали нашу первую англоязычную песню. Это очень серьезный шаг для нас, мне кажется, эта песня более "взрослая", чем все, что мы делали до этого.

С марта у нас начинается европейский тур. Это будут Беларусь, Польша, Чехия, Литва, Латвия, Эстония, возможно, еще несколько стран. А в начале лета запланированы гастроли по городам США и Канады.