Актриса широкого профиля. Римма Зюбина: "Еще во времена Запорожской Сечи, когда мужчины уезжали на войну, женщины оставались управлять хозяйством"
Фокус поговорил с известной актрисой об украинском кино, независимости в актерской профессии, а также о новом спектакле "Номера" по пьесе Олега Сенцова
Римма Зюбина — одна из немногих украинских театральных актрис, которую узнают на улице. Отчасти это объясняется тем, что помимо театра она активно играет в кино (роли последних лет в фильмах "Гнездо горлицы" и "Межа" принесли актрисе новую волну популярности и "Золотую дзыгу" за лучшую женскую роль). Она также снимается в сериалах, работает на телевидении, занимается волонтерской деятельностью. Но, кажется, у ее популярности есть и другое объяснение. Зюбина относится к тому типу актрис, которые запоминаются зрителю, даже появившись в крошечном эпизоде.
Еще одна особенность Риммы Зюбиной — ее открытость и готовность откровенно говорить о том, о чем многие говорить не любят: о халтуре и несправедливых условиях работы в кино и театре, о роли женщины в социуме, о политике и гражданском долге и т. д.
Последние несколько лет были для актрисы плодотворными. Помимо нескольких новых фильмов и съемок в телесериалах, в ее жизни произошло одно важное событие: она ушла из "Молодого театра", где прослужила более 20 лет. Сегодня Римма Зюбина по-прежнему много играет в театре уже как независимая актриса. Одна из ее последних работ — роль в спектакле "Номера" по пьесе Олега Сенцова, премьера которого состоялась в конце ноября. Фокусу актриса рассказала о своих героинях, о возрастных ролях в кино и о том, почему помогать — это важно.
О "Гнезде горлицы"
Одна из самых нашумевших ваших работ в кино за последние несколько лет — роль Дарины в "Гнезде горлицы" Тараса Ткаченко. Фильм показали во многих странах. Как аудитория из разных культурных контекстов восприняла историю украинской заробитчанки?
— "Гнездо горлицы" показывали во многих мировых столицах: Риме, Нью-Йорке, Брюсселе, Хельсинки, Стокгольме, Риге, Варшаве, Тбилиси и т. д. Я была на премьерах фильма в разных странах, и везде мне было очень любопытно наблюдать за зрительской реакцией. Потому что зрители, допустим в Ливане и в США, — это разные аудитории. Например, было интересно, как воспримет фильм ливанская публика: в этой стране сложно представить, чтобы женщина поехала на заработки, а ее муж остался дома.
Одна из последних театральных работ Риммы Зюбиной — роль в спектакле "Номера" по пьесе Олега Сенцова
Конечно, половину зала на всех премьерах составляли украинские зрители. Хотя этих людей уже даже диаспорой нельзя назвать: у многих из них есть украинские паспорта, но по каким-то причинам они живут и работают за рубежом.
К слову, тема двойного гражданства (так же, как и активно обсуждаемая сейчас тема двойных паспортов в Закарпатье) кажется мне манипулятивной. Я родилась в Закарпатье и точно знаю, что там никогда не существовало сепаратизма: люди брали вторые паспорта ради решения бытовых вопросов: обучения детей или поездок в страны ЕС за покупками. Сегодня жители Закарпатья уезжают в Европу на заработки не из идеологических соображений, а чтобы как-то заработать. В Закарпатье вообще особенное отношение к семейным ценностям. Семья там — основа всего. Поэтому для этих людей разрывать семью на части и ехать на заработки очень тяжело. Об этом, в том числе, и история моей героини Дарины в "Гнезде горлицы".
Когда Дарина уезжает в Италию, ее семья прогнозируемо начинает разваливаться. В этом смысле это некий социальный срез Украины, где женщины часто берут на себя неподъемно много. Почему, на ваш взгляд, так происходит?
— Мне кажется, ничего принципиально нового с украинской женщиной в этом смысле не происходит. Еще во времена Запорожской Сечи, когда мужчины уезжали на войну, женщины оставались управлять семьями и хозяйством. Роль украинской женщины в семье всегда была очень активной, на ней многое держалось.
После Второй мировой войны многие женщины остались без мужей, но с детьми, были вынуждены справляться со всем самостоятельно. Быт также всегда лежал в основном на женщине. Разве что сейчас ко всему этому добавилась функция добытчика — мы научились зарабатывать не хуже мужчин, способны сами содержать семьи. Конечно, у этого явления есть обратная сторона. Именно это мы видим в истории семьи Дарины, в которой с ее отъездом на заработки начинаются проблемы.
Об актерстве, ролях в кино и сериалах
Роль в "Гнезде горлицы" принесла вам признание и новый уровень популярности. Такие роли важны для любого артиста, но после них часто наступает творческая пауза. Вы говорили, что за 2017 год у вас было всего несколько съемочных дней. Как такое возможно?
— Все очень просто. Если мы с вами попробуем назвать украинские фильмы, вышедшие за два последних года, где я могла бы сыграть заметную роль, все вопросы отпадут. Это если говорить о кино, а не о сериалах. Женских ролей там очень мало. За этот период главные женские роли были разве что в фильме "Припутні". В "Киборгах" Ахтема Сеитаблаева не было женских персонажей, в "Коли дерева падають" Марыси Никитюк образ матери прекрасно воплотила другая актриса.
"Если в мировом кино много историй жизни и любви женщин за 50, то у нас их, к сожалению, нет в принципе. Причина тому — серьезная проблема с качественными сценариями"
Никаких предложений в кино за эти два года у меня не было. Мои шесть съемочных дней за прошлый год — это эпизод в фильме "Дзидзьо Контрабас", еще один — во второй части сериала "Гвардия-2" и небольшая роль в ситкоме "Копы на работе". Все.
Конечно, как актриса я ощущаю бег времени. Четко понимаю, что вошла в тот этап карьеры, когда в кино уже могу играть только женщин определенного возраста (в театре еще можно "схитрить", но не в кадре). Безусловно, это очень сужает выбор ролей. К этому добавляется и тотальное отсутствие историй для возрастных героинь. Если в мировом кино очень много историй жизни и любви женщин за 50, то у нас их, к сожалению, нет в принципе. Причина тому — серьезная проблема с качественными сценариями. Очень часто, читая сценарий, уже на первой странице понимаешь, кто тут положительный персонаж, кто отрицательный и чем все закончится. Но ведь это неинтересно.
Отчасти моя небольшая занятость в сериалах в последние годы связана с тем, что я отказываюсь сниматься в совместных с Россией проектах. Такие предложения были и есть, и если бы на них соглашалась, то у меня было бы не шесть съемочных дней в году, а куда больше. Но для меня это принципиальный вопрос.
Актерство во многом зависимая профессия: ты зависишь от режиссеров, кинорынка, популярности и еще множества факторов. Как вы справляетесь с неравномерностью актерской работы, когда периоды высокой загруженности могут сменяться моментами простоя?
— То, что за 2017 год у меня было шесть съемочных дней, не означает, что остальные 359 я пролежала на диване. У меня за этот период был театр (только в "Молодом театре" я занята в пяти спектаклях), театральный проект в Северодонецке, поездки с международными презентациями "Гнезда горлицы" и т. д. У меня практически не бывает выходных.
К счастью, в 2018 году съемочных дней у меня было значительно больше, но это не кино, а сериал. За вторую половину лета и начало осени я снялась в 95-серийном сериале "Таємниці" для телеканала "Украина". Действие картины охватывает период от 1940-х до 2005 года. Мой персонаж, женщина по имени София, переживает очень драматичную историю любви, из-за которой рушится вся ее дальнейшая жизнь. Но только в последних сериях зритель откроет для себя все тайны моей героини, так что придется смотреть до конца. Этот проект с 8 января в эфире.
Важная работа. Роль в сериале "Таємницi"
Многие актеры относятся к сериалам как к "халтуре", возможности дополнительного заработка. А как вы рассматриваете работу в таких проектах и по каким критериям их выбираете?
— Слово "халтура" отсутствует в моем лексиконе и сознании. В "Таємницях" важными критериями стали украинский язык, интересный сюжет и история моей героини. Продюсеры всегда стараются максимально занизить актерский гонорар за работу в сериале, буквально до студенческой ставки. Сериальные бюджеты значительно ниже, чем в кино. Между тем сниматься в сериалах действительно нелегко, временами это работа на износ. У актеров, в отличие от всей съемочной группы, подчас нет выходных. Если у актрисы 25 съемочных дней подряд, значит, все это время выходных не будет. Перерыв между съемочными сменами — 10 часов: этого хватает только чтобы поспать и вернуться на площадку.
Три-четыре месяца работы в таком режиме лишают тебя всяких сил и просто "выключают" из нормальной жизни. У меня однажды был изматывающий период работы в сериале, я пропускала все премьеры, не видела ни семью, ни друзей. Как-то в июле мне позвонил друг и говорит: "Зюбина, имей совесть, когда мы уже встретимся?" Я говорю: "Вот закончу сниматься в сериале и обязательно увидимся". А в августе его не стало. После этого я себе пообещала, что всегда найду время для встречи с приятелем на кофе или просто пятиминутного разговора на улице. Потому что нет ничего важнее человеческих отношений. Так что сейчас, когда меня зовут в сериал, я сразу спрашиваю не о гонораре, а о выработке в день (сколько минут экранного продукта за смену нужно произвести). Если понимаю, что будет "конвейер", отказываюсь без сожаления.
О новых работах
Помимо работы в театре, кино и на ТВ, вы находите время на волонтерскую работу, например, ездите на Донбасс со спектаклем "Веселый дух". Что это за спектакль и как реагирует на эту постановку местная аудитория?
— Волонтерской работой я начала заниматься еще до Майдана и событий на Донбассе. Когда-то пришла в больницу почитать сказки онкобольным деткам и с тех пор начала работать с ними как волонтер. Волонтерство и вообще помощь другим — это очень важно. Мы должны научить наших детей, что как бы ни было сложно, всегда есть тот, кому сложнее, и ты всегда можешь помочь.
В январе на экраны вышел 96-серийный фильм "Таємниці", где Римма Зюбина сыграла одну из ролей
Со спектаклем "Веселый дух" история следующая. Я несколько раз приезжала на Донбасс, в том числе с фильмом "Гнездо горлицы". Как-то директор северодонецкого музыкально-драматического театра Сергей Дорофеев сказал мне, что коллектив театра хочет со мной встретиться. На тот момент у них даже не было своего помещения: они репетировали в двух комнатках в детском саду. Я пришла на встречу и предложила сделать что-то вместе. Через полгода, когда у них закончился ремонт, мне прислали несколько пьес на выбор. В результате мы поставили английскую комедию "Веселый дух", где я играю не главную, но очень интересную роль: экстрасенса мадам Аркати, которая и вызывает этот самый "дух". С января прошлого года раз в месяц я приезжаю играть этот спектакль в Северодонецк. Мы также играли его в Новоайдаре и Рубежном.
По реакции зрителей (как и актеров) я вижу, что для них это очень важно, люди там остро нуждаются в том, чтобы иногда просто сходить в театр, отвлечься и получить положительные эмоции.
Осенью вы закончили сниматься в сериале "Тайны", ведете шоу на ТВ, работаете над новыми театральными и киноролями. Расскажите о них.
— Если говорить о новых ролях в театре, то в ноябре на "Сцене 6" состоялась премьера спектакля Тамары Труновой по пьесе Олега Сенцова "Номера", где я играю одну из ролей. "Номера" — это антиутопия, история о людях, которые вместо имен и фамилий получают номера и живут по вновь установленным правилам. Идея поставить эту пьесу на театральной сцене возникла, когда Олег объявил голодовку. Он участвовал в работе над спектаклем дистанционно, насколько это возможно. Думаю, что работа хотя бы в таком формате отчасти его поддерживает в ситуации, в которой он сейчас находится.
Кроме того, я продолжаю играть в "Молодом театре", где прослужила более 20 лет, а теперь работаю по контракту. В таком формате мне значительно комфортнее и свободнее. Также играю в спектакле "Схiд-Захiд" в киевском театре "Актер". Веду на "Суспільном ТВ" новый проект "По обіді шоу". И записываю аудиокнигу Катерины Калитко на UA: Радио Культура, провожу мастер-классы и мотивационные встречи.