Самое звонкое звено. Кто поедет от Украины на Евровидение-2019
Накануне финала национального отбора конкурса Евровидение редакция Фокуса пообщалась с продюсером певицы Джамалы, генеральным директором музыкальных каналов М1, М2 и другими знаковыми инсайдерами украинской музыкальной индустрии.
Каждый год в мае один из европейских городов становится эпицентром средоточия музыкальных талантов, собравшихся для участия в одном из самых масштабных певческих конкурсов планеты. В этом году платформой для выступления талантливых европейских артистов станет израильский Тель-Авив – город, географически далекий от Европы, но близкий демократическим европейским ценностям.
Путем голосования авторитетных судей и зрителей уже 23 февраля будет определен участник Евровидения-2019 от Украины. Редакция Фокуса пообщалась с продюсером певицы Джамалы, генеральным директором ведущих музыкальных каналов страны, другими знаковыми инсайдерами индустрии. Мы узнали, что они думают о качестве проектов – участников Национального отбора Евровидения-2019, перспективах востребованности украинских артистов за рубежом, системе голосования в конкурсе и на кого из участников нацотбора они готовы делать ставки.
Игорь Тарнопольский
Продюсер певицы Джамалы, победительницы конкурса Евровидение-2016. Директор Enjoy Records
"Если говорить о претендентах, которые принимали участие в отборе ранее, можно сказать, что практически каждый из них продемонстрировал рост, – считает продюсер победительницы конкурса Евровидение-2016, Игорь Тарнопольский. – Так можно отозваться о проектах BSB, BAHROMA, LAUD, KAZKA. Тем не менее для одних конкурс стал ежегодной площадкой для презентации нового материала, а для других – очередным рывком для достижения победы в Национальном отборе. Полагаю, что здоровая конкуренция и существующий с 2016 года формат отбора дали прекрасные результаты и для артистов, и для публики".
"К слову, полагаю, что такой формат для Украины наиболее уместен, – комментирует собеседник Фокуса. – Так поступают в странах, где сцена генерирует достаточное разнообразие, а люди вовлечены в процесс обсуждения и голосования. У нас тут полная органика, в свою очередь, конкурс формирует ценнейшие лифты для артистов, дает площадку для сонграйтеров и в целом расширяет горизонт восприятия разной музыки для зрителей. Конечно, для появления качественного музыкального проекта нужны совершенно другие факторы, но как элемент успеха удачное выступление на конкурсе Евровидение вполне может подойти", – говорит Игорь Тарнопольский.
"А если рассуждать о перспективах наших артистов за границей, – продолжает продюсер Джамалы, – их успех напрямую не связан с Евровидением. Это большое заблуждение. И вообще, в Украине нет музыкального бизнеса как такового, есть отдельно взятые инициативы (проекты/артисты), развитие которых очень индивидуально и не имеет четких закономерностей.
Говорить о личных фаворитах сложно, могу лишь сказать, что поставил бы на победу такого условного "спортсмена" – артиста, который имеет внутреннюю жажду победы. Именно такие артисты умеют нести песню, заполнять собой сцену и запрыгивать в душу к слушателю.
Что касается системы голосования, считаю, что она несет в себе здоровый баланс профессионального и обывательского восприятия. Помню, когда в 2011 году 11 членов жюри вошли в сговор, чтобы выбрать победителя. Помню, как артисты назначались на национальном канале по звонку сверху, те, кто вообще не имел шансов на победу на международной арене. У нашей страны был опыт, когда под влиянием политической конъюнктуры ехала группа, очень далекая от необходимых критериев участия. И текущий формат Национального отбора тоже выдавал неожиданные результаты. Тем не менее прозрачность процесса и вовлеченность аудитории создает необходимую интригу и мы получаем довольно интересное шоу".
Сергей Перцев
Генеральный директор M1 Music channel и M2 Music channel
"Я считаю, что музыкальные проекты сильно выросли только потому, что их перестали делать "для себя" и начали создавать для публики, – комментирует Фокусу Сергей Перцев, генеральный директор музыкальных каналов M1 и M2. – Среди участников появилось очень много потенциально коммерчески успешных артистов, даже если сравнивать их с теми, кто принимал участие несколько лет назад. Вообще, считаю, что наши национальные отборы проходят на очень высоком уровне.
Говоря о малоизвестных именах в отборах на Евровидение, могу лишь заметить, что мы голосуем за артиста, который представляет нашу страну за рубежом, а для иностранцев любое из украинских имен будет новым, – считает Сергей Перцев. – А станет ли наличие "свежих" персонажей в списке претендентов на отбор стартом для появления новых качественных проектов в музыкальной индустрии – зависит от того, подхватят ли этих артистов грамотные продюсеры, которые готовы проводить системную работу. Практика показывает, что продюсеры не очень любят браться за новые имена. Так что пока трудно дать объективный прогноз", – считает генеральный директор музыкальных каналов.
"А о перспективах наших проектов за границей могу сказать одно: они (перспективы), возможно, и есть, но пока наши исполнители все-равно будут просто украинскими артистами, которые выступают за рубежом. В европейскую или американскую музыкальную индустрию их никто не пустит. Большинство представителей стран – участников Евровидения потом так и ездят под флагом конкурса. За рамки этого статуса выйти очень сложно", – говорит собеседник Фокуса.
"Ставки на кого-то из участников делать отказываюсь, но могу заметить, кто в этот раз неожиданно порадовал, – это дуэт ANNA-MARIA и KIRA MAZUR. Касательно системы голосования считаю, что точно нужно что-то менять. Понятно, что голоса жюри – это часть шоу, следовательно, они неприкасаемы. Но голосование зрителей должно происходить не по СМС, потому что все мы знаем, как это делается. Это хабы, которые передают по 100 СМС в минуту несколько раз. Наверное, нужно создавать какой-то блокчейн, чтобы все было честно".
Артур Даниелян
Член жюри Eurovision – 2018 от Украины. Саундпродюсер групп "Скай", "Тартак", "Фиолет"
"С каждым годом уровень артистов, подающих заявку на участие в нацотборе, растет, – рассказывает Фокусу Артур Даниелян. – Не последнюю роль в этом играет закрытие границы с воинствующим восточным соседом, благодаря чему сама концепция "неприхотливой" попсы постепенно уходит в прошлое. Да и сам уровень шоу, до которого "дотянулись" телевизионщики, стал очень привлекательным для качественных и современных конкурсантов. Так что процесс роста можно считать обоюдным как для новых участников, так и для украинских организаторов, – считает саундпродюсер. – Сама концепция нацотбора, – продолжает он, – стала более "фирменной" что ли. Мы наблюдаем, как "молодеют" зрители и участники. Для многих ребят нацотбор – хорошая возможность показать себя всей стране. Лично мне приятно наблюдать, как все больше англоязычных песен уступают место украинским. Именно это я всегда рекомендовал претендентам: не ломать себе голову и язык, а зрителям – слух плохим английским произношением.
Вместе с тем мы видим, как много в последнее время появилось проектов, выстреливших за рубежом. Даже в отборе этого года участвовала группа "Це Шо", активно гастролирующая по всему миру. Еще хорошо востребованы Stoned Jesus, Woo York, Dakh Daughters, Bloom Twins и многие другие.
Если говорить о личных фаворитах на этом национальном отборе, мои симпатии на стороне коллектива Freedom Jazz. У них идеальное исполнение, качественная песня, уверенность в себе, но опять же: все труднее делать выбор. Уровень претендентов растет как на дрожжах.
В отношении системы голосования серьезных замечаний у меня нет, правда, хотелось бы видеть в составе жюри экс-участника Евровидения или эксперта из другой страны. Откровенно говоря, одни и те же лица поднадоели. Нужен свежий взгляд, – подытожил член жюри Eurovision-2018 от Украины".
Евгения Стрижевская
Учредитель Kyiv Music Days (Конференции концертной индустрии, музыкального шоукейс-фестиваля)
"Уровень конкурса разительно изменился, после подключения к национальным отборам телеканала СТБ и появлению относительно независимых музыкальных продюсеров, – комментирует Фокусу Евгения Стрижевская, учредитель сетевого форума концертной индустрии Kyiv Music Days. – В последние четыре года у "другой" музыки появилась возможность попадать в национальный отбор, а главное – понятная и достаточно прозрачная процедура голосования. А еще именно за последние годы количество качественной музыки в стране очень выросло, и этот конкурс – одно из зеркал.
Относительно кажущейся "новизны" проектов-участников, – продолжает Евгения Стрижевская, – могу заметить, что в любом случае до попадания в Национальный отбор группа/исполнитель уже несколько лет присутствовали в информационном поле. Это ведь не шоукейсы для молодых исполнителей, это телешоу, и просто "с улицы" "темные лошадки" туда не попадают. Эти артисты уже принимали участие в других телешоу, других группах, участвовали в фестивалях.
Если же говорить об аудитории телеканалов СТБ или "ПЕРШИЙ", то для большинства зрителей, пожалуй, да: многие исполнители действительно "дебют" и "впервые". Евровидение – это шоу, это фан, это хеппенинг. Я, в свою очередь, не особо акцентирую на престиже как таковом. Конечно, после победы той или иной страны в самой стране возрастает "здоровый", надеюсь, патриотизм. Но для престижа на международной арене, по моему мнению, это не сильно действенный фактор. Для развития индустрии – пожалуй, да. Многие меряют страны "количеством" побед или попаданием в десятку. И да, было бы очень здорово, если бы у наших композиторов, саундпродюсеров заказывали песни для Евровидения. У наших режиссеров – постановки и т. д. Это и есть развитие индустрии.
Этот конкурс и национальный отбор, безусловно, имеет определенное влияние на появление новых качественных проектов в стране, но я бы не преувеличивала это влияние. Появление новых проектов зависит от планомерного развития индустрии в целом, а также культуры "потребления" нового и в целом музыкального продукта. От количества и качества концертных площадок, работы лейблов, студий, паблишеров, фестивалей, а главное – экономического состояния страны. Но могу отметить, что для развития перспектив культурного экспорта – это один небольшой из очень многих механизмов", – считает собеседник Фокуса.
В этом году среди участников Национального отбора я отметила проекты Freedom Jazz и Yuko, – говорит Евгения Стрижевская. – Что касается системы голосования, добавила бы еще минимум одного члена жюри и сделала бы эту позицию ротационной. С новым экспертом каждый год: для бодрого взгляда. Как вариант – приглашать в жюри участника от страны прошлого года. Это может внести дополнительную свежесть и "конфликт" в хорошем смысле слова.
Анастасия Волокита
PR-менеджер музыкальных проектов. 2017 год: группы Panivalkova, Bahroma, Yeyo, Marakesh, Qarpa. 2018 год: фан-зона Евровидения-2018, фестивали Belive, "Белые Ночи", выставка Samskara. 2019 год: Music Conference Ukraine, VideoZhara
"Музыкальная индустрия в Украине в целом очень меняется, – комментирует Фокусу Анастасия Волокита, PR-специалист и консультант по коммуникациям ряда музыкальных проектов. – Эклектичные инди-артисты вытесняют махровую попсу с телеэкранов, и это прекрасно! Для кого-то Евровидение – это возможность найти своего слушателя в Европе, а для кого-то, наоборот, – здесь, дома. На участие в конкурсе стали подавать заявки артисты, которые уже выступают на Западе. Я осмелюсь сказать, что именно они с помощью конкурса понемногу воспитывают телезрителей, которые, кроме М1, ничего не видели. А разнообразие жанров, в которых играют конкурсанты, притягивает людей с разными вкусами. Я безумно рада тому, что мне выпала возможность наблюдать и быть частью этих перемен в украинской музыкальной индустрии.
Такие глобальные конкурсные проекты влияют на развитие и появление качественных проектов, – считает PR-консультант индустрии, – для участия в конкурсе нужна и песня, и номер, и костюм, и многое другое. За качеством музыканты обращаются к саунд-продюсеру, режиссеру и стилисту – обрастают командой. Чтобы оставаться в медиа-поле – к пиарщику. Большинство новой украинской музыки создается с некоммерческими целями. И это – искусство как порыв, способ выражения. А честность и уникальность имеет тенденцию нравиться европейскому слушателю. А то, что исполняют известные в Украине артисты, близко и понятно только здесь, поэтому проект Кazka и считают феноменом от музыки.
Если говорить о моем прогнозе Национального отбора, думаю, именно Кazka сможет достойно представить Украину на международной музыкальной платформе. В принципе им уже удалось это сделать без конкурсов. Их песня "Плакала" объединила полмира. Главное, Саше не нервничать и ровненько спеть.
Говоря о системе голосования, – продолжает Анастасия Волокита, – мне трудно представить, какие варианты могли бы ее заменить. Думаю, продюсеры канала остаются верными этой системе, чтобы у зрителей не было сомнения в честном решении и чтобы канал зарабатывал на шоу. Если бы это не был развлекательный формат и от фанатских голосов зависело все, я бы нашему народу не доверила выбор представителя Украины в Европе. По тем же причинам, о которых упоминала выше. Вкус общей массы людей очень отличается от европейского. И мне бы хотелось видеть в жюри новые лица".
Ния Никель
Проекты "Белые Ночи", Ostrov, Belive, Old Fashioned Radio, Epolets, Moderat в Киеве, Boom Boom Room, L8 park, Samskara. Соучредитель культурно-просветительского центра "Маеток"
"Я наблюдаю "рост" музыкальных проектов "в ширину", – комментирует Фокусу Ния Никель, соучредитель платформы для популяризации украинского искусства на мировой арене. – Говоря так, я имею в виду разнообразие коллективов. Если раньше у нас были только артисты определенного калибра, то сейчас есть инди, альтернатива и другие исполнители, независимо от изначальной популярности. Это однозначно круто. Ведь конкурс смотрит вся страна и есть шанс показать им другую музыку, – считает инсайдер музыкальной индустрии.
Было бы амбициозно утверждать, что отборочный тур на Евровидение может повлиять на появление целой плеяды групп. Это скорее как инструмент старта, но точно не причина. Про престиж. Помните, когда в перерывах между конкурсами выступила Онука и понеслись тонны комментариев от иностранцев "а можно, чтобы вот эта девушка победила?". Так вот, пять лет назад мы вряд ли могли представить, что Джамала возьмет первое место, а Онука покорит сердца миллионов. Но это случилось, и отборочные туры стали учитывать эти факты. А люди стали голосовать не только за известных артистов, но и за новеньких. Так сказать, отправлять голоса по любви, – комментирует Фокусу Ния Никель.
Было бы приятно рассчитывать на популярность наших артистов за рубежом. Знаете, сейчас есть группа безумцев, которые возят наших необычных артистов на шоукейсы. К слову, 23 февраля будет конференция, на которую они привезут европейских экспертов, работающих с "Горилаз" и другими мировыми гиперзвездами. Так вот, популярность артиста после Евровидения в Европе актуальна год, как у "мисс Вселенная". Дальше – если зацепил. К сожалению, оказывается так, что мы пока не очень интересны (в большинстве) из-за того, что копируем, а не создаем. Грубо говоря, есть детройское техно, британский панк и пр., у нас пока фирменного звучания нет, но мы, похоже, очень близки к нему.
Говоря об участниках нынешнего Национального отбора, не хочу делать ставки. Мне кажется, моими комментариями могу задеть других участников. Я бы хотела, чтобы мы пробовали разное. Чтобы каждый конкурс выигрывали уникальные исполнители без привязки к стилю.