Сила истории. 6 незабываемых миров Ридли Скотта

.
.

Ридли Скотту наплевать на правила. Невзирая на формат, и в кино, и в рекламе он рассказывает истории, создавая вокруг них миры, которые впечатляют зрителя и влияют на современную культуру. Фокус выбрал самые захватывающие киномиры, созданные режиссером и продюсером Ридли Скоттом

Фильм начинается в пустыне с выветренными скалами и пещерами, где археологи нашли жидкое золото. Тем временем под жарким солнцем совершают переход туземцы-кочевники — вместе с великанами, у которых текучая бронзовая кожа. Затем мы переносимся в мир будущего, где футуристический принтер создает тело человека из мельчайших волокон и порошков, космические истребители мчатся в грозовых тучах, а галактический путешественник медитирует на далекой планете, похожей на Марс.

Таковы сюжетные линии нового фильма Ридли Скотта "Семь миров" (Seven Worlds). Фантастические миры и приключения описывают палитру вкусовых оттенков коньяка Hennessy X.O — фильм является частью рекламной кампании 2019 года. Ридли Скотт не новичок в рекламе. Он создает ее почти сорок лет, оставаясь одним из тех редких людей, которые сделали рекламу эстетически и социально значимым феноменом. Классический пример — ролик "1984", посвященный премьере первого компьютера Macintosh от Apple. Его показали в 1984 году, а основой сюжета стал одноименный роман-антиутопия Джорджа Оруэлла — с рядами одинаковых серых людей, которые неотрывно смотрят в экран и слушают Большого брата. Но смелая главная героиня разбивает экран, а в конце появляется слоган: "Вы увидите, что 1984 год не будет таким, как "1984". Этот ролик до сих пор считается шедевром, в частности, потому что попирает расхожие правила создания рекламы. Так, многие боятся негативных сюжетов, а также слоганов и заголовков, содержащих отрицательную частицу "не", из-за которых продукт якобы не будет продаваться.

Ридли Скотту наплевать на правила. Невзирая на формат, и в кино, и в рекламе он рассказывает истории, создавая вокруг них миры, которые впечатляют зрителя и влияют на современную культуру. В прошлом году режиссер получил британскую кинопремию BAFTA Academy Fellowship Award — за выдающиеся достижения в области кинематографа. На церемонии вручения награды Ридли Скотт говорил о том, что благодаря социальным сетям миллионы людей получили возможность рассказывать свои истории и иметь доступ к контенту постоянно: "Наша ответственность как рассказчиков — помнить, как мы используем силу истории. Мы должны защищать ключевой принцип повествования, который состоит в том, что лучшие истории, даже вымышленные, происходят от правды". В работах Ридли Скотта этот принцип отлично читается, ведь даже в самых фантастических мирах он рассказывает правдивую историю о человеке и его поступках. Из обширной фильмографии режиссера Фокус выбрал те киновселенные, по которым его будут помнить очень долго.

Мир иных. Чужой

Fullscreen

Первый большой успех Ридли Скотта в кино — фильм "Чужой". Это фантастический хоррор о том, как космолетчики борются с захватившим корабль инопланетным существом. Насекомообразный хищник, названный Чужим, планомерно уничтожает всех членов экипажа, пока не остается только главная героиня — уоррент-офицер Эллен Рипли, которую великолепно сыграла американская актриса Сигурни Уивер. Сюжет развивается захватывающе и полон беготни, стрельбы и суставчатых лап, к вящему ужасу зрителя прорывающихся из-за каких угодно переборок. Но параллельно создатели фильма рассказывают историю о том, как мы, люди, реагируем на нечто чуждое и на угрозы, которые оно несет. Особенно если носителем этой угрозы становится сам человек. Недаром один из самых страшных эпизодов фильма тот, где детеныш Чужого созревает внутри человека и разрывает его грудную клетку, чтобы выбраться наружу.

Фильм "Чужой" принес его создателям "Оскар", стал одной из главных работ Сигурни Уивер в кино, а также начал большую франшизу. С 1979 года сняты еще пять фильмов, выпущены десятки компьютерных игр, комиксы, книги. Сюжет "Чужого" и его герои в изобилии упоминаются в популярной культуре — от мульт­фильмов до комедий. В 2002 году Национальный совет США по сохранности фильмов объявил "Чужого" "культурно, исторически и эстетически важным", включив его в Национальный реестр фильмов, который хранится в Библио­теке Конгресса.

Рассыпающаяся реальность. Бегущий по лезвию

Fullscreen

Сюжет этого футуристического боевика заключается в том, что главный герой, полицейский Рик Декард, должен задержать в Лос-Анджелесе группу беглых репликантов, генетически сконструированных андроидов, которых используют для тяжелых работ на удаленных планетах. Декард в исполнении Харрисона Форда эффектно гоняется за андроидами и обнаруживает, что они так похожи на людей и совершают настолько человечные поступки, что его реальность дает трещину и четкое деление на хороших и плохих не работает. Этот фильм снят по роману "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" американского писателя Филиппа Дика. Отличительная черта его произведений — рассыпающаяся реальность, когда мир главного героя по кирпичику распадается и в образовавшиеся бреши видно нечто совсем иное. С помощью мельчайших деталей и событий Дику мастерски удавалось показывать медленное разрушение устойчивого мира, а вместе с ним — и представлений персонажей, которые уже ни в чем не уверены. Этот творческий метод оказался близок Ридли Скотту, который после "Бегущего по лезвию" продюсировал новую версию фильма 2017 года и еще одну экранизацию Филиппа Дика, сериал "Человек в высоком замке". Постановку 1982 года критики поначалу не восприняли, считая визуальные эффекты слишком преувеличенными. На фоне нынешних успехов кинотехнологий "Бегущий по лезвию" смотрится с изрядной долей ностальгии. Но после просмотра этого фильма зритель может оценить, насколько его создатели угадали технологии будущего, так как действие фильма происходит в ноябре 2019 года.Единственная нестыковка — в мире андроидов и летающих машин по-прежнему курят в помещениях.

Античная героика. Гладиатор

Fullscreen

Ридли Скотт конструирует не только миры будущего, но уделяет время и прошлому. Его самый известный в этом отношении проект посвящен Римской империи. По сюжету фильма "Гладиатор", полководец Максимус Децим Меридий противостоит жестокому императору-отцеубийце Коммоду, который приказал убить семью главного героя, а его самого превратил в раба и гладиатора, чтобы тот проливал кровь на потеху публике. Ридли Скотт нарисовал масштабную картину древнеримской жизни — с дворцовыми интригами, войнами с варварами и гладиаторской ареной, где бойцы сражаются с тиграми. В финале Максимус и Коммод выходят на бой и драматически убивают друг друга. Мир античных героев и подлецов скроен так мастерски, что фильм "Гладиатор" собрал хорошую кассу в кинотеатрах и получил пять премий "Оскар". В ноябре 2018 года компания Paramount Picture объявила, что снимет продолжение, "Гладиатор 2", которое, предположительно, расскажет историю Луция, племянника императора Коммода. Любопытное продолжение получила и музыкальная дорожка "Гладиатора", а именно: четвертый трек под названием Earth. В 2003 году на мотив этой мелодии оперный тенор Лучано Паваротти спел песню Il Gladiatore. В интервью журналу Billboard он рассказывал, что создатели фильма приглашали его к сотрудничеству, но он отказался и очень пожалел об этом, так как кино ему очень понравилось своим драматизмом. Позже итальянский певец Андреа Бочелли дважды исполнял Il Gladiatore перед финалами футбольной Лиги чемпионов, в 2009-м и 2016 году.

Страшная сказка. Ганнибал

Fullscreen

Мало кто умеет красиво снимать запредельную жестокость, но Ридли Скотту удалось. В 2000 году он взялся за продолжение саги о серийном убийце Ганнибале Лектере, о котором в 1991 году сняли успешный фильм "Молчание ягнят". История о человеке, с изощренной жестокостью убивающем своих жертв, придумана американским писателем Томасом Харрисом. Когда он в 1999 году написал новый роман "Ганнибал", то Джонатан Демм, режиссер "Молчания ягнят", отказался делать новую экранизацию — слишком много насилия было в сюжете. Действительно, кишки на мостовой, скармливание человека заживо свиньям и лоботомия с поеданием мозга могут остановить даже тех, у кого крепкие нервы и желудок. Однако Скотт сделал из этой невероятной резни не просто сильный триллер, но темную и к тому же красивую сказку с красавицей и чудовищем в главных ролях. Чудовище Ганнибал Лектер, роль которого исполнил Энтони Хопкинс, играет в "поймай меня, если сможешь" с агентом ФБР Кларисой Старлинг, ее образ воплотила Джулианна Мур. А в финале этот поединок характеров становится и вовсе романтическим, с поцелуем и слезами: как утверждал Ридли Скотт, он хотел показать метафорические сердечные узы главных героев, а композитор Ганс Циммер, написавший саундтрек к фильму, видел в них "Ромео и Джульетту наших дней".

Критики по-разному оценили фильм: его называли скучным, гротескным, а главного героя — "беззубым". Но, выйдя в прокат в 2001 году, "Ганнибал" в первую неделю собрал $58 млн — на тот момент он стал третьим по успешности премьеры после фильмов "Парк Юрского периода" 1997 года и "Звездные войны: эпизод I" 1999-го.

Война близко. Падение "Черного ястреба"

Fullscreen

Особенность современного кино в том, что каждое десятилетие выходит фильм о войне, который определяет ее смыслы: психологические и эстетические. В 1980-е это был "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы о войне во Вьетнаме, в 1990-е — "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга о высадке союзников в Нормандии во время Второй мировой. В начале 2000-х таким фильмом-заявлением стало "Падение "Черного ястреба". Ридли Скотт сделал киноверсию реального эпизода, когда американские военные провели операцию в Сомали. В военной истории это событие известно как сражение в Могадишо в 1993 году. Тогда американцы пытались захватить предводителей вооруженных формирований, участвовавших в гражданской войне, но эта операция завершилась провалом специальных подразделений США. В город вошла большая группа, однако два вертолета "Черный ястреб" сбили, 14 военных погибли, несколько десятков ранены. Режиссер снял это поражение в манере, остающейся современной и сейчас. Съемка почти документальная, герои в боевых сценах обходятся короткими выкриками или бормотанием, все внимание отдано их движению. Вдобавок режиссер максимально сокращает дистанцию между происходящим на экране и зрителем. И вы почти физически ощущаете, как в лицо несутся пыль, камни, обломки военной техники и в сантиметре от вас стреляют. Ридли Скотт сумел отобразить сущность современной вой­ны, которую гражданское население наблюдает непосредственно, бои идут прямо в центре города, а снайперы стреляют из окон жилых домов с милыми ставнями.

Кочевник будущего. Марсианин

Fullscreen

Ридли Скотт регулярно возвращается к теме фантастики и освоения космоса. В ряду его фильмов "Марсианин" выделяется тем, что, в отличие от "Чужого", в нем показан герой и рассказана история принципиально другого типа. Действие фильма "Марсианин" происходит в 2035 году: астронавты, исследовавшие Марс, попадают в песчаную бурю, одного из них уносит ветром, и он, в отличие от своих коллег, остается на планете. Главному герою Марку Уотни в исполнении Мэтта Деймона нужно продержаться на необитаемой планете до прихода помощи, и в финале его все же забирают на Землю. При этом фильм снят в жанре комедии. В 1980-е, когда Ридли Скотт снимал "Чужого", космос представлялся угрозой, неведомым местом, полным хищных тварей, но в 2010-е концепция изменилась, и человечество настроено гораздо конструктивнее. Поэтому "Марсианин" Марк Уотни не бравый военный, а ученый-ботаник, которому нужно обустроить свой быт и запастись едой на Марсе, а не перестрелять инопланетян.

"Марсианин" стал самым коммерчески успешным фильмом Ридли Скотта, принеся доход от проката более $600 млн, а вдобавок — семь номинаций на "Оскар" и статуэтку "Золотого глобуса". Однако поклонники книги Энди Уира, по которой снят фильм, отмечают, что по иронии и комедийности кино до первоисточника недотягивает.