C ними по-хорошему нельзя: о чем расскажет комедия "Паразиты" Пона Чжун Хо

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Паразиты" Пона Чжун Хо получил "Золотую пальмовую ветвь" на 72-м Каннском кинофестивале. С 1 августа компания "Артхаус Трафик" выпускает фильм в украинский прокат

Как вода точит камень, так и южнокорейское кино 20 лет подтачивало Каннский кинофестиваль. Вжух — и в 2000 году "Сказание о Чун Хян"* становится первым южнокорейским фильмом в конкурсе Канн. Вжух — и уже через 3 года "Олдбой"** получает гран-при фестиваля и заставляет плакать от счастья Квентина Тарантино. Вжух — и в 2019 году "Паразиты" вызывает самые длинные зрительские овации в конкурсе, а после забирает высшую награду киносмотра.

Давно пора. Средний фильм Пона Чжун Хо взрывает южнокорейский бокс-офис, обгоняя по сборам такие фильмы, как "Человек-паук: Вдали от дома" и почти добираясь до показателей "Мстителей". В Каннах фильмам режиссера тоже рады.

Впервые он приехал на фестиваль декаду назад, а два года назад представил там экологичный веганский блокбастер о спасении суперсвиньи "Окча" с Джейком Джилленхолом и Тильдой Суинтон. Иронично, что это кино стало последним фильмом Netflix, участвовавшим в конкурсе Канн. После этого фестиваль и стриминг оконочательно рассорились.

Канны не стали припоминать былое, и вот "Паразиты" — второй подряд победитель киносмотра из Азии (в 2018 "ветку" взяли "Магазинные воришки" японца Хирокадзу Корээда, преступно проигнорированные украинским прокатом). А еще второй подряд победитель, рассказывающий через призму семейной истории о жизни городской бедноты. Только в отличие от японского тихого шедевра "Магазинные воришки", "Паразиты" — кино временами громкое, смешное и злое.

По сюжету семья Ки-Тэк живет в полуподвале. Вай-фай отключили, и оплатить его нечем, вокруг бегают тараканы, а единственный способ заработка — собирание коробок для пиццы. Короче, сплошной тлен. Ситуацию внезапно спасает друг Ки У — сына семейства. Он рекомендует Ки У в качестве учителя в одну богатую семью. Освоившись в доме, тот не теряет времени зря и... и дальше режиссер в своем видеообращении настоятельно просил не спойлерить.

Пон Чжун Хо — любитель социальной критики: каждое его кино заряжено политическим комментарием. Например, он в лоб иллюстрировал классовое неравенство в работе "Сквозь снег", разделяя пассажиров согласно их уровню жизни.

В "Паразитах" режиссер выстраивает историю вокруг конфликта бедных и богатых, сдабривая ее порцией метафор. Вот мы видим бегущего таракана, а вот — камень, приносящий деньги. Вот бедные живут в подвале, фактически под землей (кстати, как и герои двух других антикапиталистических высказываний — "Возмутителя спокойствия" Алекса ван Вармердама и "Мы" Джордана Пила), а богатые — в большом доме на холме. Сами хозяева даже спят наверху, подальше от комнат общего пользования.

Но поистине бесценной находкой становится запах. Кино, если не считать разных аттракционов, типа технологии 4DХ, не может похвастаться передачей ароматов. Пон Чжун Хо, кажется, не слышал об этом. Он так часто акцентирует внимание на странном запахе, который источают члены семьи Ки-Тэк, что в какой-то момент его чуют зрители и в кондиционированном зале кинотеатра.

В разных интервью режиссер объяснял, как запах стал символом пропасти между классами. Если коротко, то "аромат бедности" растворяется в публичных местах, но становится ощутимым в интимном пространстве, таком как автомобиль или жилая комната.

Может показаться, что семья Ки-Тэк и есть те паразиты, вынесенные в название. Но это было бы слишком просто для победителя Каннского кинофестиваля и Пона Чжун Хо в частности. Этот титул, словно испуганный таракан, перебегает от одного участника камерной драмы к другому. То же самое можно сказать и про жанровую форму.

Кино начинается, как социальная сатира, постепенно обретая очертания семейной драмы с элементами хоррор-триллера. Типично для режиссера. Некоторые рецензенты уже всерьез определяют жанр его работ, как "Пон Чжун Хо". И "Паразиты" — еще один повод укрепиться в этом мнении.

*режиссер Им Квон Тхэк
**режиссер Пак Чхан Ук