"Рождение Венеры". Какие состояния у богини любви на трех самых популярных в Сети картинах Боттичелли

Сандро Боттичелли, Боттичелли Рождение Венеры, картина Боттичелли, Венера, Афродита, итальянская живопись, шедевр, анатомия шедевра, греческие мифы, греческая мифология, ренессанс
Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры" (1482)

Великий итальянский художник периода Ренессанса Сандро Боттичелли зашифровал три разных женских состояния в картинах "Рождение Венеры", "Весна" и "Венера и Марс".

Пожалуй, самая популярная картина в Сети, в том числе для мемов – полотно Сандро Боттичелли (1445—1510) "Рождение Венеры", написанное в 1482 году. Но работу эту надо рассматривать как часть трилогии, где изображена Венера в трех разных ипостасях-состояниях, свойственных всем женщинам. После "Рождения Венеры" это еще два легендарных полотна: "Весна" (1482) и "Венера и Марс" (1483).

Фокус расскажет вам, какую глубокую и интимную идею в эту трилогию вложил гениальный мастер Возрождения, и как связана она с волнующей темой: женщина и любовь. Однако все это художник сделал не без иронии: Боттичелли по-другому не мог.

Модель: идеал красоты

Сандро Боттичелли, Боттичелли Рождение Венеры, картина Боттичелли, Венера, Афродита, итальянская живопись, шедевр, анатомия шедевра, греческие мифы, греческая мифология, ренессанс Fullscreen
Симонетта Веспуччи на картинах Сандро Боттичелли

Моделью для всех трех Венер послужила очаровательная аристократка Симонетта Веспуччи (1453 – 1476) — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Великолепный в нее тоже был влюблен, как и все поголовно мужчины Флоренции, включая, разумеется, ее супруга. 16-летняя Симонетта венчалась с Марко Веспуччи – родственником того самого флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, который докажет, что Америка — никакая не окраина Индии, а отдельный материк. За исправление ошибки его именем и назовут целый континент. А индейцы – все равно уже останутся индейцами.

Симонетта была первой красавицей Флоренции, за что ее назвали Несравненной и Прекрасной. К тому же она имела ангельский характер.

"Среди других исключительных даров природы она обладала такой привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней знакомство, или к кому она проявляла внимание, чувствовали себя объектом ее привязанности: не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили ее, что это казалось вещью необыкновенной, множество дам восхваляли ее без злобы" — утверждают летописцы. Это и сегодня звучит, как фантастика: от Симонетты были в восторге муж, властный любовник, знать и народ. Неудивительно, что под ее чары попал и Боттичелли: она послужила моделью для десятков его полотен. Однако случилось несчастье – в 1476 году Веспуччи умерла от туберкулеза в возрасте 23 лет. Но, как видите по датам, Боттичелли продолжал рисовать Симонетту и после ее смерти: ее изображение было сквозным женским идеалом всей его живописи.

"Рождение Венеры" (1482): юная дева

Сандро Боттичелли, Боттичелли Рождение Венеры, картина Боттичелли, Венера, Афродита, итальянская живопись, шедевр, анатомия шедевра, греческие мифы, греческая мифология, ренессанс Fullscreen
Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры". Галерея Уффици, Флоренция

Историки искусства утверждают, что сюжетом для полотна "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли послужило следующее стихотворение его друга – придворного поэта Лоренцо Великопеного – Анджело Полициано (1454-1494). Той же Симонетте он посвятил поэму "Стансы на турнир": рыцарский турнир специально для нее устроил Джулиано — транжирил, как водится, государственную казну на личные нужды. Так вот, у этого Анджело имелся стих "Джостра".

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно

Федиты поплыла средь пенных вод,

Создание иного небосклона,

Лицом с людьми несходная встает

В прелестной позе, глядя оживленно,

В ней девственница юная. Влечет

Зефир влюбленный раковину к брегу,

И небеса их радуются бегу.

Сказали бы: море истинное тут.

И раковина с пеной — как живые,

И видно — блеск глаза богини льют.

Пред ней с улыбкой небо и стихии.

Там в белом Оры берегом идут,

Им ветер треплет волосы златые.

Как вышла из воды, ты видеть мог,

Она, рукой придерживает правой

Свои власы, другой — прикрыв сосок,

У ног святых ее цветы и травы

Покрыли свежей зеленью песок.

Разные переводы несколько отличаются, но смысл, что новорожденная юная девственница плывет на раковине — одинаков. Сзади ее "поддувает" Зефир – бог ветра. Зефир обнимает нимфу Флору: считалось, что его дыхание обладает способностью оплодотворять, а значит, его объятия с нимфой символизируют половой акт.

То есть, Боттичелли сразу дает понять: девственная пока еще Венера – богиня любви – и рождена для нее. На берегу ей готова прислужить, обернув цветистым покрывалом, Ора – богиня времен года. Множество цветов на ее платье говорит о том, что в данном случае она – богиня Весны.

"Весна" (1482): ожидаем обеспеченное потомство

Сандро Боттичелли, Боттичелли Рождение Венеры, картина Боттичелли, Венера, Афродита, итальянская живопись, шедевр, анатомия шедевра, греческие мифы, греческая мифология, ренессанс Fullscreen
"Весна" Сандро Боттичелли

В центре картины — все та же Венера, но уже в несколько другом состоянии.

Рядом — в цветастом платьице, с рельефным задорным лицом — опять Весна, разбрасывающая цветочки. Берет она их буквально изо рта Флоры: у той из уст тянется целый букетный конвейер.

Над всем этим носится целящийся в женщин стрелами любви Амур с завязанными глазами: здесь царит любовь (к слову, Амур – сын Венеры и Марса, так что у Венеры уже есть один ребенок, но об отношениях Венеры и Марса скажем ниже). К Флоре традиционно пристает неугомонно-оплодотворяющий Зефир. И с процессом оплодотворения на полотне – все отлично. Главная фишка Боттичелли в этой картине состоит в том, что все женщины, изображенные здесь, — беременны: от шести до восьми месяцев. Символически это абсолютно точно: весна — зарождение жизни!

Можно прочесть горы литературы о художнике (а я посмотрел не один искусствоведческий фильм о Боттичелли), где обсуждается техника, длина мазков, колорит, но ни слова по существу полотна. Замечу только, что у Боттичелли — самые своеобразные Грации на свете!

Все дамы в саду "Весны" ожидают потомство. Именно поэтому у края полотна разгоняет тучи своим волшебным жезлом Меркурий в крылатых сандалиях (он же Гермес у греков) – бог торговли и обогащения: все, к чему прикасается его жезл, превращается в золото. Разгоняя тучи, он желает, чтобы всегда был достаток и "погода в доме" у будущих мам. Весьма предусмотрительно.

"Венера и Марс" (1483): все достало

Сандро Боттичелли, Боттичелли Рождение Венеры, картина Боттичелли, Венера, Афродита, итальянская живопись, шедевр, анатомия шедевра, греческие мифы, греческая мифология, ренессанс Fullscreen
"Венера и Марс" Сандро Боттичелли

Разберемся теперь с брачной жизнью Венеры. Она сначала вышла замуж за хромого, но талантливого мастера-кузнеца – трудоголика Гефеста. На роль любовника было два основных претендента: бог морей Посейдон и бог войны Марс (он же Арес). Как все красавицы, она предпочла драчуна.

Их (Венеры и Марса) сыночек Амур (он же Эрос) часто опутывал папашу невидимыми сетями любви, обуздывая его агрессивный нрав, и буквально толкал в объятья матери. Чтобы тот немного отвлекся от поля брани. И дал другим передохнуть (как это сегодня актуально!). Венере стоило немалых усилий отвлечь вояку от его кровожадного призвания.

Боттичелли изобразил сцену на картине следующим образом. Видно, что Венера и Марс недавно занимались любовью. Агрессор заснул. Его мечом играют маленькие сатиры — и один, самый нахальный, дует ему прямо в ухо через морскую раковину, подчеркивая этим крепость сна Марса.

И вот здесь кроется главный прикол Боттичелли. Венера смотрит на любимого довольно красноречиво, типа: "Наконец, сдыхалась!" Чувствуется, этот беспокойный парень ее основательно достал! В глазах хоть и читается нежность к атлету, раскинувшемуся в траве, но все-таки в них больше усталости, поскольку даже Венере с ее любвеобильностью с трудом удавалось вывести из строя "универсального воина". Глядя на ее противоречивое выражение лица, трудно не улыбнуться.

Боттичелли в своей живописной трилогии изобразил три основные женские ипостаси: юная дева, беременная женщина и мать, познавшая мудрость семейных отношений.

Справка о художнике: кто его заказчики

Сандро Боттичелли, картина Боттичелли, итальянская живопись, шедевр, анатомия шедевра, енессанс Fullscreen
Автопортрет Сандро Боттичелли (фрагмент его картины "Поклонение волхвов", 1475)

Родился Сандро Боттичелли в 1445 году во Флоренции в семье ювелира и сперва освоил это ремесло. Поэтому все его полотна отличает четкость рисунка. Ему неслабо было выводить волос за волосом в женской прическе.

Как и у любого крупного художника, частично жизнь Боттичелли была связана с политикой — с семьей влиятельных банкиров Медичи.

Глава рода — Козимо Медичи — под видимостью демократии во Флорентийской республике устроил олигархию. Выборы протекали демократично, кроме одного нюанса: кандидатура должна быть заранее одобрена Козимо. Он же, кстати, дал толчок для определенного стиля в архитектуре. Один из виднейших архитекторов того времени — Брунеллески — разработал специально для Медичи чертеж шикарного дворца. Но Козимо дальновидно посчитал, что не нужно раздражать народ богатым фасадом. Поэтому внешне его палаццо выглядело непритязательно, зато внутри все ломилось от роскоши: народ спокоен и волки сыты.

Лоренцо по прозвищу Великолепный был одним из главных заказчиков Сандро Боттичелли. Трагическая гибель брата Лоренцо Джулиано в результате заговора и ранняя смерть Симонетты Веспуччи наложили отпечаток и на творчество мастера. После этих и множества других удручающих событий произведения Боттичелли "потемнели" — и по цвету, и по настроению. Поэтому ощущение от его последних картин радужным не назовешь — и в них гораздо меньше его бесподобной иронии. Но уровень гармонии в них такой же высокий.

Важно
Венера Милосская и Мэрилин Монро: греческая статуя делала руками то же, что и секс-символ США
Венера Милосская и Мэрилин Монро: греческая статуя делала руками то же, что и секс-символ США