Более 1000 км на одном заряде: новые литий-металлические батареи увеличат запас хода авто

электромобиль, батарея, аккумулятор
Фото: SciTechDaily | Электромобиль на зарядке: иллюстративное фото

Ученые обнаружили, что, оставив батарею в разряженном состоянии, можно восстановить потерянную емкость и увеличить срок службы.

Электромобили следующего поколения получат литий-металлические батареи, которые позволят проезжать до 1126 км на одной зарядке, что в 2 раза превышает запас хода обычных литий-ионных батарей, установленных в современных электрокарах. В этом уверены ученые из Стэнфордского университета, передает Scitech daily.

Хотя литий-металлическая технология имеет серьезные недостатки, — аккумулятор быстро теряет способность хранить энергию после относительно небольшого количества циклов зарядки и разрядки, — ученые из Стэнфордского университета, похоже решили эту проблему. Они обнаружили, что, оставив батарею в разряженном состоянии, можно восстановить потерянную емкость и увеличить срок службы. Эти улучшения можно реализовать, просто перепрограммировав программное обеспечение для управления аккумуляторами, без каких-либо дополнительных затрат или изменений. В итоге, электромобиль, оснащенный литий-металлической батареей, будет иметь вдвое больший запас хода, чем автомобиль с литий-ионной батареей такого же размера — 965 км на одном заряде против 482 км.

Непрерывная зарядка и разрядка приводит к быстрому разрушению литий-металлических аккумуляторов, что делает их непригодными при условии ежедневного использования авто. Когда аккумулятор разряжается, кусочки металлического лития микронного размера изолируются и попадают в межфазную фазу твердого электролита (SEI), губчатую матрицу, которая образуется там, где встречаются анод и электролит. Матрица SEI по сути представляет собой разложившийся электролит, который окружает изолированные кусочки металлического лития, снятые с анода, и не позволяет им участвовать в каких-либо электрохимических реакциях. Литий становится "мертвым".

Повторная зарядка и разрядка приводят к накоплению дополнительного количества "мертвого" лития, из-за чего емкость аккумулятора снижается. Электромобиль с такой "испорченной" литий-металлической батареей будет терять запас хода гораздо быстрее, чем электрокар с литий-ионным аккумулятором.

Важно
Смартфоны скоро получат "идеальный" аккумулятор без лития: выдержит 6000 циклов зарядки

Однако исследователи обнаружили, что матрица SEI начинает растворяться, когда батарея простаивает. Основываясь на этом открытии, команда из Стэнфорда решила посмотреть, что произойдет, если разряженной батарее дать "отдохнуть". В ходе полной разрядки весь металлический литий сошел с анода, а неактивные кусочки изолированного лития, окруженных матрицей SEI, растворились в то время, пока батарея "отдыхала". После перезарядки "мертвый" литий снова соединился с анодом, позволяя батарее генерировать больше энергии, тем самым продлевая срок ее службы.

"В литий-металлическом аккумуляторе существующую систему управления можно запрограммировать на полную разрядку отдельного модуля, чтобы его емкость оставалась равной нулю. Этот подход не требует дорогостоящих новых производственных технологий или материалов", — прокомментировали исследователи.

Ранее мы сообщали о том, что ученые создали "аккумулятор будущего" для Lamborghini. Разработчики уверяют, что новые аккумуляторы будут стоить на 70% дешевле, потому что в их конструкции не придется применять редкие и токсичные химические вещества.