Укрзализныця предложила частным операторам создать общий парк грузовых вагонов
Частным операторам, на чью долю приходится около трети всего подвижного состава страны, объединение с монополистом позволит значительно снизить издержки.
В пятницу "Укрзализныця" (УЗ) сообщила о планах объединить парк подвижного состава с частными операторами. Таким образом последние смогут снизить затраты на пробег пустого подвижного состава – с мая 2008 г. этот тариф вырос в 2-2,5 раза, пишет Коммерсантъ-Украина.
"Операторам стало очень дорого гонять пустые вагоны на обратном пути после их разгрузки. И они попросили монополию найти законный способ уклонения от оплаты этих сумм,– рассказал руководитель "Менеджмент консалтинг групп" (консультирует УЗ. – ред.) Дмитрий Подтуркин.– Единственным таким способом является объединение парка". Госмонополия готова за небольшую плату брать вагоны операторов на обратном пути в аренду, загружая их с помощью своих заказчиков, отметил Подтуркин. Он добавил, что в случае положительного ответа операторов проект может заработать уже через три месяца.
Сейчас в парке "Укрзализныци", по данным Центра политического и экономического анализа, около 130 тыс. грузовых вагонов, у частных владельцев – еще порядка 60 тыс. Последние инициативу госмонополии поддерживают. "Мы за объединение парков на взаимовыгодных условиях – у нас нехватка вагонов",– объясняет председатель правления ММК им. Ильича (имеет собственный вагонный парк) Владимир Бойко.
Принципиальным для частных компаний может стать вопрос управления общим парком, ведь "Укрзализныця" работает менее эффективно, чем частные компании, говорит аналитик ИК Concorde Capital Егор Самусенко. "Кроме того, в результате создания единого парка на рынке могут устанавливаться общие высокие тарифы, что нивелирует конкуренцию",– предупреждает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.
По мнению Самусенко, предложение УЗ может иметь и стратегическое значение: "Не исключено, что госоператор последовал примеру "Российских железных дорог", где бизнес по управлению вагонным парком решили отделить от оператора дорог". Для "Укрзализныци", чей парк достаточно изношен, увеличение количества вагонов позволит в будущем справляться с их дефицитом, отмечает Александр Кава.