Ценовой косяк

Дешевые товары в Украине стоят дешевле, а дорогие – дороже, чем в Западной Европе. Такие ценовые перекосы помогают малообеспеченным украинцам, но лишают прелестей жизни отечественный средний класс

Related video

Эстонец Парбо Юхневич возглавляет украинское представительство Enterprise Estonia. В Украину бизнесмен приехал год назад, но до сих пор не может привыкнуть к специфике местных цен. "Дорого обходится одежда известных брендов, обслуживание в ресторанах, качественные импортные вина. В особенности меня неприятно поразила стоимость недвижимости — она явно завышена", — сокрушается в интервью Фокусу иностранец.

По его словам, в центре Таллинна или Риги офис высокого класса можно арендовать за $25-30 за кв. м в месяц, тогда как в Киеве месячная аренда обойдется в среднем в $60-70. Помимо прочего, Юхневич был удивлен дороговизной местных фруктов, которые, по его мнению, должны стоить намного дешевле в стране с благоприятным для агропрома климатом. "Такое впечатление, что ценообразование в Украине явно ненормальное", — говорит эстонский бизнесмен.

Ненормальными отечественные цены кажутся не только Парбо Юхневичу, но и другим иностранцам. Традиционно дешевые товары и услуги в Украине стоят дешевле, а дорогие — дороже, чем в странах Евросоюза.

К группе товаров и услуг с завышенными ценами можно отнести проживание в гостинице, авиаперелеты, одежду в магазинах, банковские кредиты, а также автомобили, в особенности подержанные. Зато стоимость проезда в муниципальном транспорте в Украине гораздо ниже общеевропейского уровня. Смешат европейцев и отечественные расценки на алкоголь и сигареты, массовые сорта хлеба и коммунальные услуги.

Под крылом государства
Основная причина дешевизны кроется в государственной политике, в частности налоговой. Например, украинские курильщики и любители выпить, в отличие от европейцев, платят гораздо меньше налогов и сборов в госказну. Между тем в странах Скандинавии размер "алкогольных" сборов может доходить до 2/3 стоимости бутылки горячительного. "Этот налог расходуется на финансирование здравоохранения и устранение последствий потребления табачных и алкогольных изделий", — объяснил Фокусу начальник отдела экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.

Такая же ситуация и с бензином: в Евросоюзе в его стоимость включен ряд платежей, которые в Украине пока не применяются, например, экологические сборы. Поэтому бензин в Польше обходится в полтора раза дороже, чем в Украине.

Низкие цены на муниципальный транспорт, хлеб и другие товары поддерживает государство, активно ограничивая их уровень. "Это социальные цены, которые существуют благодаря дотированию из госбюджета производителей такого рода услуг", — говорит Ярослав Жалило. По его мнению, создание системы адресных льгот и дотаций очень проблематично и, главное, дорого. Такая система будет стоить дороже, чем размер экономии от ее использования.

В итоге государство сдерживает цены, дотируя, таким образом, не только малоимущих, но и тех, кто вполне мог бы себе позволить заплатить за проезд в автобусе или буханку хлеба вдвое больше. Что касается продовольствия — его дешевизна во многом обусловлена недоплатой сельхозпроизводителям, иными словами, низким уровнем жизни на селе. Особенно активно государство сопротивляется повышению цен на социальные товары в предвыборные периоды, которые в Украине в последнее время являются перманентными.

Дикий рынок
Но если цены на продукты первой необходимости регулирует государство, то стоимость товаров и услуг для среднего класса — авиаперелеты, рестораны и кафе, гостиницы, недвижимость, аренда жилья, автомобили и техника — определяется исключительно рынком. Этим чаще всего и объясняют их непомерную дороговизну по сравнению с европейскими странами с рыночной экономикой. Именно по этой причине советник Президента Украины Олег Рыбачук предпочитает одеваться в Европе: там и цены ниже, и выбор значительно шире. "В европейских магазинах есть из чего выбирать, можно создать индивидуальный стиль. В Украине же искусственно создана ситуация, когда европейские бренды продаются с огромной наценкой", — заявил Рыбачук Фокусу.

А тот факт, что цены на гостиницы завышены, признают даже участники рынка. "В Киеве расценки завышены в 2-2,5 раза", — утверждает управляющий партнер Hotel Business Agency Олег Сергеев. По его мнению, это связано с отсутствием конкуренции, поскольку индустрия гостеприимства находится в зачаточном состоянии.

"В столице не хватает мест для размещения гостей. И дело не в монополии, просто рынок не развит. Количество гостиниц будет соответствовать имеющимся потребностям, а цены станут более адекватными не ранее чем через 10 лет", — прогнозирует Олег Сергеев. Высокие расценки в гостиницах на Южном берегу Крыма подогревает к тому же короткий туристический сезон. "Сезон на ЮБК длится четыре месяца, а в Египте — девять", — пояснил эксперт.

Ну а заоблачными ценами на жилую и офисную недвижимость в Украине уже никого не удивишь. При этом в большинстве случаев качество украинской недвижимости ниже европейского. Причина проста: жилье в Украине в дефиците.

"Средняя обеспеченность жильем составляет 19-20 кв. м на одного жителя. В Европе этот показатель достигает 35 кв. м, а в США — и того больше", — рассказал Фокусу директор группы компаний "Планета Оболонь" Алексей Котенко. По его словам, только в 2006 г. цены на недвижимость выросли на 70%.

Недвижимость за $500 тыс.

Котенко убежден: к дефициту приводят бюрократические процедуры. "Очень трудно получить разрешение на строительство, сложно строить. Естественно, это перекрывает иностранным строительным компаниям путь на наш рынок. И рынок этот непрозрачный. Получается естественная монополия, которая выгодна абсолютно всем участникам рынка: инвесторам, строителям, чиновникам, продавцам", — объясняет он. Оплачивать "естественную монополию" приходится конечному потребителю.

Не последнюю роль играют и высокие процентные ставки по банковским кредитам: в Украине они втрое выше европейских. Банкиры объясняют ситуацию высокими ставками по депозитам, которые для многих банков являются единственным источником доходов.

Но есть и другие причины. По словам казначея Укрсоцбанка Феликса Инденбаума, недешево обходятся и средства, позаимствованные за рубежом. "Цена заимствований на международных рынках с учетом премии за риск находятся на уровне депозитов, примерно 10% годовых", — сказал он Фокусу.

Однако самый важный фактор — высокая инфляция. "Сейчас официальный уровень инфляции составляет 12%, а фактический — 20-25%, поэтому и вложенные в банк деньги должны приносить соответствующий доход", — говорит Феликс Инденбаум. Банкир считает, что кредиты для украинцев могут подешеветь только в случае снижения риска страны как места для инвестиций и повышения доверия населения к банкам.

Вместе с тем банкир признает, что рентабельность банковского бизнеса в Украине выше, чем в странах Евросоюза. "На развивающемся рынке рентабельность всегда выше, чем на рынке, достигшем насыщения. Когда произойдет насыщение украинского рынка, тогда и рентабельность выровняется", — поясняет Инденбаум. Но в ближайшие два-три года, убежден он, ставки по кредитам в Украине с европейскими точно не сравняются.

С высокой рентабельностью работают и отечественные авиаперевозчики, устанавливающие внушительные цены на авиабилеты. "Авиакомпании строят свою бизнес-модель на основе того, что спрос на авиаперевозки не очень эластичен. Другими словами, при снижении цены на билет пассажиропоток увеличивается незначительно", — пояснил Фокусу независимый эксперт Александр Кава.

По его словам, авиаперевозчики рассчитывают на определенный слой граждан Украины и иностранцев, которые в состоянии выложить немалую сумму за билет. Кроме того, украинский рынок авиаперевозок фактически закрыт для иностранных компаний. Ведь отечественные перевозчики выступают против подписания Украиной договора "Открытое небо", который допустит на наш рынок зарубежные компании (читайте статью "Небо на троих"). "Если присоединение к договору будет откладываться, то появится монополист, деятельность которого никем не будет регулироваться, а тарифы от этого доступнее не станут", — делает неутешительный прогноз Александр Кава.

Неконтролируемый рост цен не только закрывает доступ части украинцев ко многим товарам, но может привести экономику страны к кризису, считают аналитики международного рейтингового агентства Standard&Poor"s. По их прогнозам, к 2010 г. показатель уровня инфляции в Украине удвоится, а темпы роста ВВП сократятся.

Моноцены
Отчасти завышение цен лежит на совести компаний-монополистов. Все более тесно сращиваясь с госаппаратом, они лоббируют удобные для себя законы и правила. По мнению директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, помочь в борьбе с ростом цен мог бы Антимонопольный комитет (АМК), который должен защитить конкуренцию на монополизированных товарных рынках Украины.

Были времена, когда АМК и развивал очень бурную деятельность. Например, накануне парламентских выборов 2006 г., когда глава комитета Алексей Костусев шел во главе списка партии "Союз". Именно тогда прозвучали его громкие заявления о завышении тарифов на денежные переводы американской компанией Western Union, услугами которой пользовалась многомиллионная армия украинских гастарбайтеров по всему миру. С тех пор публичная активность АМК заметно поутихла.

Сейчас, по мнению Алексея Костусева, наиболее проблемными являются сферы природных монополий: ЖКХ, железнодорожные перевозки, связь. Здесь, как заявил Фокусу глава АМК, должны работать независимые регуляторы, которые контролировали бы стоимость услуг. Проблемы есть и на региональных рынках хлеба, которые сегодня монополизированы в 13 областях. Иными словами, речь идет как раз о тех рынках, где цены ниже европейских.

Из дорогих рынков в поле зрения АМК попали разве что авиаторы. Сейчас ведомство Костусева анализирует обоснованность стоимости авиаперевозок между странами СНГ, пытаясь понять, что именно закладывается в цену авиабилетов. Ответ на этот вопрос антимонопольщики намерены получить до конца нынешнего года.

Шагом к выравниванию цен может стать ожидаемое вступление Украины во Всемирную торговую организацию. Но приятных сюрпризов здесь ждать не стоит. "Снятие пошлин приведет к удешевлению импорта, что позволит сбивать внутренние цены. Однако в долгосрочном периоде товарные цены начнут приближаться к общемировому уровню", — прогнозирует Ярослав Жалило.

Происходить такое сближение с миром будет, скорее всего, за счет подорожания дешевых товаров, а не снижения цен на дорогие, как это уже происходит с ценами на продовольствие.