Рожки и вершки. Как заработать на мороженом

Петр Рудь, совладелец "Житомирского маслозавода", заставил работать даже свою фамилию. Каждое пятая порция мороженого в Украине продается под торговой маркой "Рудь"

Пока Украина изнемогает от жары, а аграрии подсчитывают убытки, которые она принесет урожаю, на "Житомирском маслозаводе" Петра Рудя радуются: чем выше поднимается ртуть в термометре, тем лучше продается мороженое, выпуском которого здесь занимаются. Работа идет в три смены, а продукция отправляется почти во все области страны.

Мороженое под торговой маркой "Рудь" последние два года лидирует в предпочтениях покупателей – к началу 2010-го на него приходилось почти 20% рынка. 12 лет назад Петр Рудь согласился по предложению коллектива назвать бренд своим именем и к весне 2010 года заработал на нем, по оценкам Фокуса, $19,3 млн. Сейчас на заводе трудится более полутора тысячи человек со средней зарплатой 3,5 тыс. грн. Но осенью людей станет меньше. "Наш постоянный штат, не включая специалистов по сбыту, работающих в регионах, торговых домах предприятия, составляет более 800 человек. Когда начинается основной сезон, предприятие постоянно набирает рабочих в цеха мороженого. Оно и понятно: в летнее время мы выпускаем в месяц почти 5 тысяч тонн мороженого, в зимние месяцы объем производства и реализации составляет около 500 тонн".

В цехах, куда Фокус отправился наблюдать за процессом производства мороженого, по одним лентам ползут вафельные рожки, а с других дружным рядом плюхаются в шоколад пломбиры. Кстати, обычный белый пломбир в шоколаде, который стоит в рознице 3,4–4 грн., по словам Рудя, хит продаж. Если в 2007–2008 гг. украинцы частенько баловали себя премиальными сортами, то выросшие в кризис на 30–40% цены на мороженое заставили их вернуться к прежним вкусам и начать экономить на холодном лакомстве. По оценкам агентства "Кредит-рейтинг", в прошлом году рынок мороженого упал почти на 14%, до 107,6 тыс. т. Правда, крупных производителей это коснулось в меньшей степени. А "Житомирский маслозавод" Рудя даже сумел нарастить производство на 15%. Чистая прибыль компании выросла еще больше – на 38%, до 34,2 млн. грн. "Крупные компании сохранили свою долю за счет небольших заводов, приостановивших или сильно сокративших производство в условиях, когда спрос начал падать, а молоко и сахар дорожать", – констатирует аналитик агентства Игорь Дикий.

Петр Рудь говорит, что дело не только в ушедших конкурентах. На заводе вовремя пересмотрели ассортимент, тщательно изучив спрос в разных регионах, и сделали ставку на развитие национальной дистрибьюторской сети и работу с торговыми сетями. Кстати, констатирует бизнесмен, в кризис магазины стали намного лояльнее. Поскольку они не рассчитываются вовремя и погашают долги через 2–3 месяца, то заинтересованы в том, чтобы иметь больше поставщиков. Однако не все компании смогли пойти по стопам лидера. По мнению директора по маркетингу компании "Луганскхолод" (ТМ "Королевское мороженое", занимает около 9% рынка) Сергея Гомоненко, главное препятствие для выхода на новые рынки – нехватка средств для закупок холодильных ларей для продажи мороженого, которые стоят около $400 каждый.

Не в сезон

Даже лидирующее положение в отрасли не решает ключевую проблему мороженого бизнеса – сезонность. Украинцы не привыкли лакомиться мороженым зимой, и в холодное время года предпочитают другие сладости. Поэтому, чтобы загрузить цеха, сохранить рабочие места, зарплату сотрудникам и получить операционную прибыль, житомирскому заводу пришлось заниматься диверсификацией. Такая стратегия характерна для многих производителей мороженого. Например, "Геркулес" и "Три медведя" выпускают замороженные полуфабрикаты, а в состав фирмы "Ласка" входит кондитерская фабрика. Сначала завод Рудя начал выпускать сухое молоко, сливочное масло и кисломолочные продукты – кефир, йогурты и сырки. Четыре года назад портфель компании пополнился настоящим "зимним продуктом" – замороженными овощами, овощными смесями и ягодами. А в 2009 под торговой маркой "Рудь" стали продавать картофельные полуфабрикаты – зразы и деруны. Правда, немолочные продукты производятся не на самом заводе, а по заказу на предприятиях в Польше и Германии. Несмотря на меньшую рентабельность нового бизнеса (рентабельность мороженого составляет 12–13%), по словам Рудя, он довольно перспективен. Тем более что тратиться на продвижение новой продукции в супермаркеты и раскрутку брендов не приходится.

"Мы намеренно выпускали новые продукты под уже раскрученной зонтичной торговой маркой "Рудь". Супермаркеты, которые берут на реализацию мороженое, не отказываются и от масла, замороженных овощей и ягод. Покупатели также ориентируются на знакомый товарный знак", – говорит бизнесмен. Но мороженое все равно в приоритете. "Мы хотим остаться национальным лидером и начать экспортировать его не только на рынки СНГ и Израиля, но и в Европу и Америку. Остальные товары, составляющие сейчас 25% производства, нужны скорее как подстраховка", – объясняет он.

Но сначала нужно решить проблему с сырьем. Житомирский маслозавод начинался с небольшого предприятия, которое построили для региональной переработки молока в летнее время. Чтобы перевести переработку на круглогодичный цикл, вспоминает Рудь, приходилось ездить по окрестным селам и колхозам и уговаривать местных жителей везти молоко в Житомир.

Сейчас завод перерабатывает 320 тонн молока в сутки, но даже достаточное количество еще не гарантирует качества: часть сырья закупают у населения, которое не может обеспечить нужных заводу санитарных норм. Поэтому Рудь с его глобальными планами задумывается о строительстве собственной молочной фермы. Но дальше размышлений дело пока не идет – на это нужны деньги, а кредиты пока очень дорогие. Несмотря на то, что местные отделения банков предоставляют крупному заемщику 2–3-процентную скидку, кредитная ставка в 22% под такие проекты неоправданно высока. А выводить бизнес на биржу Петр Рудь, владеющий более чем 80% акций завода, пока не готов.

Дело рук. Несмотря на обилие конвейеров, в летнее время штат сотрудников увеличивается практически вдвое – с 800 до 1500
Холодный конвейер. В летний день на заводе делают около 150 тонн мороженого
Точка контроля. На заводе уверяют, что если в агрегат по производству масла попадёт испорченное молоко, он сразу выключится
Вопрос спроса. Рожкам премиум-класса украинцы предпочитают обычный белый пломбир

Наталия Гузенко, Фокус