Новый Налоговый кодекс задавит легальный бизнес, - эксперты

Эксперты, опрошенные focus.ua, считают проект нового Налогового кодекса от Азарова весьма жестким. Документ нуждается в радикальной доработке. В нынешнем виде кодекс является системой подавления бизнеса

Related video

Напомним, 17 июня Верховная Рада приняла в первом чтении проекты Налогового кодекса, предложенный Кабинетом министров Украины. Президент Виктор Янукович раскритиковал и потребовал доработать проект. Оппозиция предложила сотни поправок к документу. В данный момент проект находится на доработке. Предполагается, что кодекс будет выставлен на повторное голосование во время текущей парламентской сессии.

Владимир Котенко, руководитель налогово-юридического отдела компании "Эрнст энд Янг":

Хочется услышать подробные и менее пропагандистские объяснения от авторов Налогового кодекса относительно причин, побудивших их предложить именно такой, весьма жесткий документ. Складывается ощущение, что серьезного разговора о причинах подобной жесткости – не получается. В качестве обоснования принятия документа приводятся банальные причины, как-то: необходимость кодифицировать разрозненные нормы или отменить ряд неэффективных незначительных налогов. Если считать эти причины основными, то можно было бы обойтись документом, который идеологически повторял бы существующий нормативно-правовой массив.

Однако данный документ радикально отличается от ныне существующих правил. Можно только догадываться об истинных причинах появления документа в таком виде. Одна из догадок – правительство не надеется на высокий уровень добровольности при уплате налогов. Соответственно, путем ужесточения административных мер, а также сохранения (а порой и повышения) санкций за несоблюдение огромного количества правил, предусмотренных кодексом, стремится обеспечить рычаги воздействия на налогоплательщиков.

Несмотря на все вышесказанное, Верховная Рада, скорее всего, кодекс примет. Однако поиск компромисса по поводу правил налогообложения на этом не закончится.

Павел Климец, народный депутат Украины, член комитета ВР по вопросам АПК и земельной политики:

Проект Налогового кодекса, безусловно, имеет ряд позитивных моментов. Чего стоит хотя бы поэтапное снижение НДС с 20% до 17%, сокращение количества общегосударственных налогов с 29 до 17 и передача половины из них на региональный уровень, что, по оценкам экспертов, увеличит местные бюджеты на более чем 10 млрд. грн. – это безусловно, укрепит местную казну в условиях хронического недостатка финансирования.

Вместе с тем, проект Налогового кодекса предполагает радикальное ужесточение мер налогового контроля, что станет существенным бременем для бизнеса и вряд ли будет содействовать развитию легального рынка.

Работа над проектом Налогового кодекса идет по ранее разработанному плану, поэтому у меня нет сомнений в том, что документ будет принят в срок, до парламентских каникул. Вместе с тем, между первым и вторым чтением есть время, чтобы проект существенно доработать.

Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина:

По нашему мнению, сегодняшний вариант Налогового кодекса не является совершенным. Мы разделяем мнение налогоплательщиков, профильного комитета Верховной Рады и президента.

По состоянию на 25 июня, в Комитет ВР по вопросам налоговой и таможенной политики поступило более 1000 страниц с замечаниями к Кодексу – это подтверждение того, что документ недоработан и содержит массу неточностей. Компания Джапан Тобакко Интернешнл Украина также обратилась в профильный Комитет ВР с предложением внести изменения в определенные статьи Налогового кодекса.

Например, одно из "одиозных" полномочий налоговой службы: "Предоставление налоговым органам права на обследование жилья граждан, если таковое указано в регистрационных документах в качестве местонахождения налогоплательщика". Такое право, при его некорректном применении, может привести к превышению полномочий сотрудников налоговых органов и может быть использовано как инструмент давления на добросовестных налогоплательщиков.

Скорее всего, принять Кодекс во втором чтении на этой сессии парламент не сможет, учитывая количество замечаний и поправок, которые Комитету по вопросам налоговой и таможенной политики нужно будет обработать перед вторым чтением в очень сжатые сроки. Немаловажными факторами являются мнение президента Украины, общественное мнение, мнение бизнеса и рядовых налогоплательщиков – пока что консенсуса не наблюдается.

Яцек Аустен, председатель правления СК "ПЗУ Украина":

Прежде всего, необходимо сказать, что на сегодняшний день нет четкого представления самого содержания Налогового Кодекса, так как неизвестно точно: были приняты или нет предложенные многочисленные поправки. Если говорить о том, в чьих интересах разработан новый Налоговый кодекс, то чаша весов склоняется в сторону государства. Правительственный законопроект № 6509 от 15.06.2010, одобренный Верховной Радой в первом чтении 17 июня, переводит страховые компании на общую систему налогообложения – уплату налога на прибыль с базовой ставкой 20%.

В целом предлагаемая система налогообложения приведет к нехватке оборотных средств у страховщиков, что ухудшит их платежеспособность. Кроме того, принятие Проекта Кодекса в данном виде существенно увеличит налоговую нагрузку на инвестиционные средства нерезидентов в украинскую экономику. Соответственно, интерес инвесторов вкладывать средства в экономику Украины значительно уменьшится.

Принятие кодекса – вопрос времени. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы в последней редакции Налогового Кодекса были учтены предложенные уточнения и исправления. Надеюсь, что консолидированное активное взаимодействие сторон, задействованных в процессе разработки и принятия кодекса, приведет к урегулированию вопросов налогообложения страховщиков.

Наталья Плешкова, директор по юридическим вопросам и внешним отношениям Danone Ukraine:

Документ никак не отвечает декларируемым целям его появления, начиная от искажения самой задачи кодификации и заканчивая банальной подменой понятий, когда за счет расширения базы налогообложения ставка налога не просто не снижается, а налог на прибыль и НДС едва ли не превращается в налоги с оборота.

Наилучший способ судить о последствиях - это моделирование результатов бизнеса при соблюдении норм, предлагаемых проектом. Среди последствий, которые можно определить таким методом, можно назвать значительное снижение доходности, и даже убыточность многих бизнесов, увеличение фактических (против декларируемых проектом) ставок налога на прибыль, и ко всему этому налогоплательщик окончательно теряет возможность доказывать свою правоту. Мы все понимаем, что экономика государства в значительной своей части зависит от благополучной работы бизнеса, который трудоустраивает, а, соответственно, обеспечивает его граждан, поэтому несложно предположить, что волна убыточности и банкротства предприятий повлечет за собой негативные социальные последствия.

Очень надеемся на здравый смысл: проект нуждается в серьезной переработке, и не может быть принят в таком виде. Многие профессиональные объединения уже заявили о своей готовности помочь законодателю в доработке проекта – надеемся, что они будут не просто услышаны, а приглашены к участию в этом важном деле.

Ольга Дидух, focus.ua