Долговые сети. Гиганты розницы не рассчитываются с поставщиками

Украинский ритейл накрыла вторая волна неплатежей. В то же время крупные розничные сети продолжают открывать новые точки и даже проводить дорогостоящий ребрендинг

Второй этаж супермаркета сети "Велика кишеня" в столичном жилмассиве Осокорки напоминает магазины начала 90-х. Отдел бытовой химии и косметики "радует" покупателей полупустыми полками и отсутствием продукции многих популярных торговых марок. От обилия товаров не ломятся прилавки и в других сетях. При этом на спрос ритейлерам жаловаться не приходится: с начала года товарооборот вырос более чем на 5%. Но ни поставщики, ни производители никакого улучшения не почувствовали. Виной тому – вторая волна неплатежей поставщикам товаров со стороны торговых сетей. И если в 2008 году причиной остановки расчетов стал кризис ликвидности и девальвация гривны, то на этот раз корень зла – желание ритейлеров открывать новые магазины и решать другие насущные задачи своих компаний.

Деньги в оборот

В 2010 году украинские ритейлы открыли всего 70 торговых точек, что в три раза меньше, чем до кризиса. Препятствием для роста стало прекращение банковского кредитования. И тогда, и сейчас открытие супермаркета площадью 4 тыс. кв. м тянет как минимум на $1 млн. И это только затраты на оборудование и ремонт, зарплата персоналу и арендная плата может увеличить сумму еще на треть.

Изъять из оборота такое количество средств могут позволить себе считанные сети. Например, принадлежащая Ринату Ахметову "Брусниця" или международные гиганты вроде "МЕТРО Кэш энд Керри" и "Ашан". Другие же изыскивают возможности, используя контрагентов, – затягивают расчеты, а то и вовсе "забывают" заплатить за поставленный товар.

Фокусом

Неплатежи сетей приобрели всеукраинский масштаб. Заместитель председателя Ассоциации производителей и поставщиков Владимир Иванчин, работающей в Западном регионе страны, среди самых неаккуратных плательщиков называет все тех же гигантов розницы. "Локальные сети, например, "Евротек", рассчитываются неплохо, – отмечает он. – Проблемы с "Фуршетом" и "Великой кишеней". Причем на то, чтобы добиться встречи с людьми, которые отвечают за расчеты, уходит до месяца".

А вот столичная компания "Сана и К", выпускающая полуфабрикаты под торговой маркой "Эстрелла 2001", и вовсе оказалась на грани остановки производства из-за полугодовых неплатежей компании "Фоззи", владеющей сетью "Сільпо". По словам директора компании Ларисы Ерошенко, менеджеры ритейлера открытым текстом заявили ей, что причина задержки платежей – открытие новых магазинов в Черкассах и Виннице.

Одна из особенностей нынешней волны неплатежей – это то, что среди забывающих заплатить вовремя нет иностранцев. "Billa и Auchan платят идеально, – рассказывает Александр Гонин, директор ОАО "Аникс" – дистрибьютора товаров SC Johnson. – Нет претензий по расчетам и к "МЕТРО". Показательно, что все эти торговые сети в 2010 г. активнее своих украинских коллег обрастали новыми торговыми точками и не жаловались на отсутствие покупателей. "МЕТРО Кэш энд Керри Украина" гордится тем, что даже в кризис мы выполняли свои обязательства перед партнерами, расплачиваясь вовремя и в полном объеме", – говорит генеральный директор "МЕТРО" в Украине Жако Булен.

"Западные сети работают по программе, которая сразу же после того, как товар продан, перечисляет деньги поставщику, – рассказывает Фокусу топ-менеджер всеукраинской сети супермаркетов Олег. – А у нас сидит финдиректор и вручную отмечает: этому мы заплатим сегодня половину, а этому потом 30%". Само собой, не обижают тех дистрибьюторов, с представителями которых сложились дружеские отношения, делится опытом Мила Сахневич, начальник торгового отдела компании "Альянс Красоты". В этом году ее фирма пошла на беспрецедентный шаг: прекратила поставки косметики крупному розничному оператору, который затянул расчеты за продукцию почти на год. Впрочем, это не помогло – сеть супермаркетов платить все равно не начала.

Все ушли на рынок

Супермаркеты, неохотно рассчитываясь с поставщиками, о своих интересах не забывают, требуя от партнеров аккуратно платить за место на полке и повышая расценки на обязательные промоакции в магазинах. У "Альянса Красоты", например, такие маркетинговые отчисления съедают до 20% прибыли по каждой сети. Александр Михайлик из компании "Кременчугмясо", производящей колбасу под торговой маркой "Фарро", жалуется, что производителю приходится ежегодно отчислять большинству украинских сетей по полмиллиона гривен. Правда, "Фарро" удается минимизировать маркетинговые платежи, списывая их в счет долга супермаркетов за отгруженную колбасу и сосиски.

Украинские ритейлеры ведут себя непорядочно не со всеми поставщиками. Крупные дистрибьюторы и производители не ощущают проблем: например, компания Nestle на задержки расчетов никогда не жаловалась. "От наших поставок зависит оборот сетей, – приводит весомый аргумент Геннадий Радченко из Nestle, – поэтому у нас с ними всегда конструктивный диалог".

Но таких гигантов, как Nestle, среди поставщиков всего 20%, остальные – те, кто за свой счет вынужден финансировать развитие торговых сетей. Правда, выгоняя поставщиков из своих торговых залов, ритейлеры вынуждают их возвращаться на рынки, тем самым поддерживая основного конкурента – неорганизованную розницу.

Екатерина Шаповал, Фокус