Нефтепровод Одесса-Броды не загрузился до конца

"Укртранснафта" и "Белорусская нефтяная компания" договорились о транспортировке 4 млн. т сырья в год, вместо запланированных 8 млн. т. Компания планировала поставки на западноукраинские НПЗ, отказавшиеся от закупок из-за нерентабельности переработки

Related video

Вчера председатель правления "Укртранснафты" Александр Лазорко и заместитель гендиректора "Белорусской нефтяной компании" Андрей Шишко подписали двухлетний договор о транспортировке 4 млн т венесуэльской нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод.

По словам заместителя министра энергетики и угольной промышленности Игоря Кирюшина, еще 4 млн т планировалось поставить на Надворнянский ("Нефтехимик Прикарпатья") и Дрогобычский ("Галичина") нефтеперерабатывающие заводы, но договоры с ними подписаны не были. По каким причинам соглашения не подписаны, Кирюшин не уточнил. Но, как сообщили Коммерсантъ-Украина в пресс-службе "Нефтехимика Прикарпатья", сейчас работа предприятия даже на дешевой венесуэльской нефти нерентабельна. "Белорусские производители завозят свои нефтепродукты в Украину через компанию "Ливела", уходя от налогообложения. Они не платят акцизный сбор, тогда как мы должны платить",– пояснили на предприятии. В конце прошлого года Высший административный суд оставил в силе налоговые льготы для импортера нефтепродуктов – компании "Ливела". С августа прошлого года компания импортирует их без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины, руководствуясь судебным решением, вынесенным на основании закона, который действовал в стране еще в 1990-х годах.

За счет контракта с Белоруссией Украина рассчитывала на 70% загрузить мощности своего нефтепровода (составляют 14 млн т в год), который фактически прекратил прокачку с мая прошлого года. В Минэнерго ранее оценили, что прокачка этой нефти позволит стране дополнительно заработать 70-80 млн. долл. Теперь доходы оцениваются в 35 млн. долл. Объем поставок Белоруссии в подписанном соглашении также сокращен – изначально планировалось поставить 6 млн т. Источник издания в Минэнерго объяснил, что Белоруссия намерена транспортировать меньше в связи с тем, что достигла в прошлом году договоренности с Россией о беспошлинной поставке сырья на свои НПЗ. В результате импорт российской нефти в Белоруссию должен вырасти с 12 млн т до 21,7 млн т в год. Максим Шеин из ИК "Брокеркредитсервис" считает, что увеличение закупок дешевого сырья в России может привести к тому, что Белоруссия не выполнит своих обязательств по прокачке венесуэльской нефти. "Российская нефть после отмены пошлин станет аналогичной по цене венесуэльской и даже немного дешевле",– отмечает он.

Напомним, ранее Украина и Беларусь подписали договор о транспортировке венесуэльской нефти Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу. Договор предполагает использование нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме, против чего выступала Москва. По информации СМИ, "Одесса-Броды" с лета не используется для транзита нефти из России, а только для ее поставок на Одесский НПЗ.

Первый вице-премьер-министр Андрей Клюев ранее сообщил, что объем транзита венесуэльской нефти через территорию Украины в Белоруссию составит 4-5 млн т в год. 29 сентября министр транспорта и связи Константин Ефименко заявлял, что Украина транспортирует 9 млн т венесуэльской нефти для Белоруссии в 2011 году. Кроме того, по словам министра, в 2010 году планируется транспортировать в Белоруссию 1,5 млн т нефти.

Украина начала принимать венесуэльскую нефть для Беларуси 25 апреля 2010 года. Отметим, тариф на транспортировку венесуэльской нефти в Белоруссию из Одессы на Мозырский НПЗ составляет 0,27 долл за 10 т на 100 км. По данным специалистов, на конец 2009 года запасы нефти в Венесуэле составляли 99,4 млрд барр. (7,9% от мировых запасов), добыча нефти - 2566 тыс. барр. в день. Венесуэла и Белоруссия заключили контракт на поставку 30 млн т нефти в 2011-2013 гг.

В середине октября 2007 года Азербайджан, Грузия, Украина, Польша и Литва подписали соглашение об учреждении совместного предприятия для проектирования и прокладки нефтепровода Баку-Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Проект продления нефтепровода Одесса - Броды в направлении Плоцка и Гданьска (Польша) планируется реализовать в 2011 году.