Поехали. Украинский автопром оживает после кризиса

Производители машин уже оправились от кризиса, а покупатели – еще нет. Поэтому наши "Богданы" и КрАЗы едут в Россию и надеются пробиться в ЕС

Related video

Украинский автомобильный рынок выходит из комы. Правда, пока это касается в основном производства, а не сбыта. После спада на 80% в 2009 году автопроизводители рапортуют о его приросте в 2010-м. Так, по данным ассоциации "Укравтопром", в прошлом году с конвейеров украинских предприятий сошло на 19% больше легковушек, грузовых машин и автобусов, чем годом ранее. По мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, налицо выздоровление отрасли. "То, что наши производители смогли без государственных дотаций выйти из кризиса, – это прорыв, – утверждает эксперт. – И дает основания предположить, что в 2011 году рост продолжится и составит 20–25 процентов".

И друг мой грузовик

Быстрее всего росли в прошлом году показатели сборки грузовиков. Их, как сообщили в ассоциации "Укравтопром", было выпущено более 5 тыс. штук, что в 2,2 раза больше, чем в 2009-м. Наглядное подтверждение тому – пример корпорации "Богдан". "В 2009 году мы произвели всего один грузовик, – говорит пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля, – а в 2010-м – 260 таких единиц".

Ощутимых успехов добилась и корпорация "Укравто", собравшая на Запорожском автозаводе на 40% больше фургонов Lanos и пикапов ЗАЗ, чем в 2009 году. А единственный в стране производитель большегрузных автомобилей АвтоКрАЗ увеличил выпуск машин в четыре раза, собрав в минувшем году свыше тысячи гигантов.

Однако такие рекорды двигателем автоторговли в Украине не стали. Спрос не успевает за достижениями производителей. По данным компании AutoConsulting, продажи в сегменте легких грузовиков выросли всего на 2%, а автобусов упали на 18%. Но машины не остались пылиться на складах автопроизводителей и дилеров, а благополучно отправились на внешние рынки. "За 10 месяцев минувшего года было экспортировано в 2,5 раза больше грузовиков, чем в 2009-м, – рассказывает Ефим Хазан, вице-президент ассоциации "Укравтопром". – Похожая ситуация сложилась и с другими видами машин". Основным рынком сбыта для украинского автопрома стала соседняя Россия, до кризиса покупавшая преимущественно наши легковушки. Но украинские автосборщики посматривают и в другую сторону – например, "Богдан" уже сертифицировал свою продукцию в ЕС.

Что касается внутреннего рынка, то здесь продажи не подстегнуло даже возобновление кредитования бизнеса – основного потребителя легких грузовых авто. "Дело в том, что банки выдавали займы в основном крупному бизнесу, – поясняет финансовый директор компании "Простобанкконсалтинг" Александр Седых. – Если до кризиса было множество программ для малых и средних предпринимателей, то сейчас – считанные единицы".

Увеличит спрос на продукцию отечественного автопрома разве что проведение чемпионата Евро 2012. Планируется, что к этому событию города, принимающие матчи закупят новые автобусы и троллейбусы.

Движение затруднено

Вопреки ожиданиям, кредитование не повлияло и на продажи легковых авто. Рынок новых машин, по данным AutoConsulting, вырос всего на 0,1%. Несмотря на то, что автозаймы предлагают уже почти все крупные финучреждения, за банковские деньги нашли своих хозяев всего лишь 10% машин, тогда как до кризиса доля кредитных авто достигала 86%.

Впрочем, для отечественных автосборщиков это отчасти оптимистичные новости. Ведь украинцы, по словам Олега Назаренко из Ассоциации автоимпортеров и дилеров, считая деньги в собственном, а не банкирском кармане, предпочитали иностранным авто самые дешевые машины отечественной сборки.

"Мы произвели 6,54 тысячи машин, – отмечает руководитель PR-отдела ООО "Еврокар" Елена Говинская, – это на 46% больше, чем в 2009 году. Кроме того, были распроданы все запасы со складов, которые оставались с позапрошлого года". И хотя в планах "Еврокара" произвести в 2011 году 12 тыс. "Шкод", до докризисного показателя – 30 тыс. авто за 12 месяцев – еще далеко.

Вместе с тем в соседних с Украиной России и Казахстане ситуация более радужная. В РФ продажи легковых автомобилей и легких грузовиков увеличились на 30%, а в Казахстане тот же сегмент поднялся на 14,5%.

Ускорителем роста продаж авто в стране Нурсултана Назарбаева стали налоговые льготы для импортеров иномарок, а в России – внедрение программы утилизации старых авто. Согласно ее условиям, граждане, сдавшие старую машину в утиль, получали возможность купить новую из перечня, утвержденного Минпромторгом, со скидкой в $15 тыс. Итогом государственного стимулирования автопотребления стали 15 новых автозаводов, которые строятся сейчас в России. Среди них производства Nissan, Renault, Peugeot. После введения этих объектов в эксплуатацию украинским авто может не найтись места не только на отечественном, но и на соседних рынках.

Екатерина Шаповал, Фокус