Нефтепровод Одесса-Броды заработал в аверсном режиме

Компания "Укртранснафта" объявила о возобновлении поставок по нефтепроводу, простаивавшему с весны прошлого года

В воскресенье вечером "Укртранснафта" начала регулярную транспортировку азербайджанской нефти по нефтепроводу Одесса–Броды в сторону Белоруссии для Мозырского НПЗ, сообщили вчера в компании. Морской нефтяной терминал "Южный" уже принял 2 танкера с легкой нефтью объемом 85 тыс. т каждый. Сейчас проходит вытеснение технологической нефти Urals в объеме 620 тыс. т, которой был заполнен нефтепровод, пишет Коммерсантъ-Украина.

Пока его мощности удалось загрузить менее чем на треть, но благодаря высокой цене нефти в мире у "Укртранснафты" есть возможность наладить поставки каспийского сырья в страны Восточной Европы. Сейчас "Укртранснафта" ведет переговоры о транспортировке нефти, которую планируется закупать в Азербайджане, на НПЗ Чехии, Словакии и Венгрии, рассказали в компании. Высокопоставленный источник издания в Министерстве энергетики и угольной промышленности сообщил, что в настоящее время обсуждается импорт еще 3 млн. т нефти в год – это позволит получать ежегодно до 17-20 млн. долл дохода.

До прошлого года Одессы–Броды работал в реверсном режиме и прокачивал российскую нефть для последующей транспортировки по морю на рынки Южной Европы. Но с мая прошлого года прокачка прекратилась. В прошлом году "Укртранснафта" и "Белорусская нефтяная компания" договаривались о транспортировке 10 млн т сырья. За счет контракта с Белоруссией Украина должна была на 70% загрузить мощности своего нефтепровода (14 млн. т в год). Но затем белорусская сторона сообщила, что транспортирует гораздо меньший объем – всего 4 млн. т – в связи с достижением договоренности с Россией о беспошлинной поставке сырья.

В конце прошлого года белорусский концерн "Белнефтехим" (в него входит Мозырский НПЗ) заключил соглашение о закупках нефти в Азербайджане, сырье закупается у нескольких трейдеров. "Укртранснафта" попыталась увеличить загрузку также за счет поставок еще 7 млн. т нефти западноукраинским НПЗ. Но и они отказались от закупок, поскольку переработка стала нерентабельной после роста импорта дешевых нефтепродуктов с российских и белорусских заводов.