Последние капли. Рыночная цена бензина А-95 - 10,2 -10,3 грн
Правительство, опасаясь новой волны инфляции, пытается искусственно сдержать цены на бензин, но только мешает рынку самому выйти из кризиса. Эксперты называют обоснованной ценой 10,2 - 10,3 грн за литр 95-го
"Мало того что бензин за месяц подорожал практически на гривну, так он еще и исчез с заправок. Найти простой 95-й – целая история", – возмущается водитель в магазинчике при заправке. Продавщица сочувственно кивает: на это ежедневно жалуются десятки автомобилистов, которые вынуждены покупать более дорогие версии топлива.
Дефицит вызван попытками правительства сбить растущие цены на бензин. Министерство энергетики и угольной промышленности рекомендовало нефтетрейдерам держать цену не выше 9,5 грн. за литр А-95. Чтобы не нести убытки, многие просто убрали бензин с заправок. "Цены, предлагаемые Минтопэнерго, абсолютно не аргументированы. Они не то что не предусматривают прибыль, они даже за пределами себестоимости", – заявил Фокусу президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. Об этом же говорили и владельцы сетей заправок, но, несмотря на их протесты, в начале недели Антимонопольный комитет оштрафовал на 150 млн. грн. "Континент Нафто Трейд" (WOG), ООО "Альянс Холдинг" (Shell), ПП "Окко Нафтопродукт" ("Галнафтогаз") за повышение цен на топливо и дал компаниям две недели на снижение стоимости горючего.
Горючие цены
В самом росте цен нет ничего необычного. Беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке привели к тому, что многие крупные европейские и американские компании прекратили сотрудничество с поставщиками нефти в арабских странах, например Ливии. Это вызвало опасения по поводу возможного дефицита нефти, которые и подстегнули цены. Только за последние пять рабочих дней цена нефти марки Brent достигла $115,89. При этом из-за аварии на японской АЭС, ставшей причиной профилактических остановок атомных станций в Германии и Франции, которые продлятся не меньше месяца, спрос на нефть в ЕС только вырастет.
Растет и себестоимость бензина. "Закупка нефтепродуктов и транспортировка до границы стоят $1054 за тонну, – знакомит с азами ценообразования коммерческий директор столичной сети АЗС "КЛО" Вячеслав Стешенко. – Затем к расходам добавляем 182 евро/т акциза и 20% НДС. Цена на границе получается 12 491 грн./т. Далее везем продукт на нефтебазы по тарифу 240 грн./т, учитывая потери в 0,9%, получаем 12 845 грн./т – цену на нефтебазе, добавляем 65 грн./т – хранение на нефтебазе, и получаем
12 910 грн./т. Переводим в литры (умножая на коэффициент плотности бензина 0,76), перевозим на АЗС (за 78 грн./т) и получаем 9,90 грн./литр. И это входная цена на заправках, без учета процентов по кредитам, зарплаты сотрудникам, коммунальных платежей, амортизации". У Леонида Косянчука арифметика немного другая: цена литра 95-го бензина без прибыли – 9,81 грн. "Брать дешевый бензин нефтетрейдерам негде – украинские заводы продают топливо примерно по тем же ценам, что и импортное. Оптовая цена тонны А-95 Кременчугского НПЗ – 11 700 грн. Добавьте стоимость железнодорожной перевозки – выйдет 9,30–9,40 грн. чистой цены без затрат на хранение, контроль качества, операционных издержек АЗС. Мелкооптовые цены Одесского НПЗ – 9,40–9,46 грн. за литр", – рассказывает пресс-секретарь "Галнафтогаза" Олесь Пограничный. При этом есть еще и проблемы с покупкой отечественных нефтепродуктов. Как сообщили Фокусу представители одной из сетей, когда цена на украинских НПЗ упала с 12 тыс. до 11,7 тыс. грн. за тонну А-95, они пытались приобрести там топливо. Однако представители заводов отказали им, и сырье пришлось, как и раньше, закупать за рубежом.
Опошленный рынок
Держать цены на отметке 9,5 грн. до последнего будут только сети, связанные с украинскими нефтеперерабатывающими заводами. "На сегодняшний момент компания находит возможности для того, чтобы на своих заправках удерживать цену 9,49 за литр А-95", – заявил Фокусу директор по связям с общественностью ООО "ТНК-ВР Коммерс" (Лисичанский НПЗ) Дмитрий Зверев. Хотя эта цена не обеспечивает прибыль, владельцы Лисичанского, Одесского ("Лукойл") и Кременчугского ("Укртатнафта") НПЗ пока не собираются ее повышать. Их задача – убедить правительство в том, что украинские заводы способны производить более дешевое топливо, а значит, им нужно дать льготы на внутреннем рынке за счет импортеров.
Фокус уже писал о намерении правительства ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. Отказавшись от этой идеи в конце февраля, Кабмин реанимировал ее во второй декаде марта. "Цена на нефть на мировых рынках повысилась, а значит, резко поднялась цена на импортные нефтепродукты. Нужно исправлять ситуацию, при которой почти 60% нефтепродуктов в Украине – импортные", – заявил Николай Азаров. Впрочем, от этой идеи отказались после того, как Профсоюз таксистов Украины, Ассоциация грузоперевозчиков Киева и ряд других профсоюзов и автоклубов направили правительству письмо с угрозой устроить автомобильный Майдан, если пошлины, обещающие добавить к стоимости литра бензина А-95 1,3 грн., будут приняты.
Однако как только идея пошлин была отклонена, появилась другая – проводить топливные интервенции. На прошлой неделе Минэкономразвития обнародовал планы НАК "Нафтогаз" переработать до конца года 1 млн. тонн нефти марки Urals на Лисичанском НПЗ. Другие заводы отказались от участия в этой программе. "С учетом цен на нефть это станет интервенцией наоборот. Миллион тонн нефти будет стоить около $800 млн. Еще $25 млн. – переработка в бензин", – говорит Леонид Косянчук. По подсчетам директора "А-95" Сергея Куюна, если нефть будет куплена по $730 за тонну, стоимость 260 тыс. тонн дизеля, полученных из миллиона тонн нефти, составит 6,1 млрд. грн., в то время как украинских заводах такое же количество дизеля можно было купить за 2,5 млрд.
Большинство собеседников Фокуса уверены: успешно регулировать цены может сам рынок. Компании-импортеры не будут продавать свой продукт значительно дороже среднерыночной стоимости, поскольку рискуют растерять клиентов. Такая ситуация уже наблюдалась во время резкого подорожания бензина летом 2009 года. Тогда заправки, связанные с группой "Приват", держали цены ниже рыночных и смогли увеличить свою долю рынка почти вдвое – до 25%.
Наталия Гузенко, Фокус