Краудсорсинг: работает толпа
Краудсорсинг помогает компаниям получать бесплатные идеи, а людям – чувствовать себя нужными и нарабатывать положительный имидж
"Когда мы начинали, я и не знал, что занимаюсь краудсорсингом (от англ. crowd – толпа, source – источник. – Фокус). Потом только нашел этот термин", – рассказывает разработчик программного обеспечения Алексей Солнцев, переведший при помощи "толпы" несколько технических книг. Он же был одним из первых, кто организовал презентацию на эту тему для украинской интернет-общественности. Объяснил, что термин "краудсорсинг" из той же области, что и аутсорсинг, только участвовать в нем может сколько угодно людей, причем работают они чаще всего бесплатно.
По большому счету, краудсорсером можно считать даже Гекльберри Финна, которому Том Сойер "доверил" красить забор. Отношение к краудсорсингу имеют и плакаты "Их разыскивает милиция". Но настоящую популярность это явление обрело недавно – с развитием социальных сетей, площадок в интернете, где за лайки юзеры готовы даже родину продать, не то что бесплатно поработать.
Только для крупных
Эффективно использовать краудсорсинг могут не все. Это под силу прежде всего крупным брендам и маркам, имеющим своих фанатов, – таким, например, как Apple и Starbucks. У последней есть сайт идей, где каждый может высказаться. И не исключено, что его идея будет воплощена. Снимать бесплатные сливки за счет популярности может и Facebook. Большинство приложений для соцсети пишут добровольцы-альтруисты. Для этих целей на сайте есть раздел о том, что делать, если вам захотелось создать приложение.
Украинские компании тоже включаются в процесс. На Facebook-странице крупной сети ресторанов всем желающим предложили принять участие в создании слогана. Награда странная – пригласительный на форум маркетинг-директоров. Пользователи откликнулись на инициативу. Правда, ни один из предложенных вариантов пока не стал официальным.
Пиар-директор сети ресторанов Ксения Чигаркина говорит, что принимать идеи от народа они готовы. Безвозмездно. Сейчас пользователям предложили присылать фотографии со скидочной картой сети, которые могли бы стать основой для имиджевой рекламы.
Медиадиректор агентства электронного маркетинга Brainberry Игорь Потиевский тоже прибегал к краудсорсингу. Желающим предлагали снять об энергетическом напитке "Нон-стоп" ролик, который могли бы распространять как вирусную рекламу. Но того, что краудсорсеры потеснят профессионалов рекламного бизнеса, Потиевский не боится. Профессионалы топ-уровня, по мнению медиадиректора, не идут в бесплатные работники. "Краудсорсинг – это или для новичков, или для специалистов средней руки", – утверждает он.
Тормозит развитие краудсорсинга в Украине неурегулированное законодательство о защите авторских прав. Никто из вольных работников не защищен от того, что предложенный им логотип не будет использован без его согласия. Поэтому, считает Игорь Потиевский, в Украине нет проектов наподобие австралийского 99designs. Этот портал является посредником между заказчиками и "толпой" имеющих свободное время дизайнеров. Компании выкладывают заказы, и люди создают под них готовые работы. Один из вариантов выбирают и выкупают за умеренную плату.
И государство не против
Киевский маркетолог и девелопер Сергей Устенко тоже периодически становится краудсорсером. Ему как пользователю официального софта Microsoft каждый месяц приходят анкеты. В них просят ответить на вопросы о работе продуктов компании. Мнения бесплатной фокус-группы анализируют и по возможности принимают во внимание. Маркетолог разделяет краудсорсинг на два вида: прямой и непрямой. Говорит, с непрямым мы сталкивается постоянно – весь сетевой маркетинг строится на краудсорсинге.
По давней традиции охотно прибегает к использованию бесплатных мозгов и государство. В марте украинская Госслужба молодежи и спорта предложила всем желающим создать логотип для значка движения "Я – за здоровый образ жизни!". Лучшую работу будут использовать во всех мероприятиях, проводимых молодежными общественными, спортивными организациями. За это победителю – годовой абонемент в спортклуб.
Координатор проекта Smoke Free Kyiv Елена Дуб тоже убедилась в том, что краудсорсинг в Украине возможен. Благодаря "толпе" создана и продолжает наполняться Google-карта киевских заведений, где запрещено курить. Правда, не обходится без сложностей. "Иногда шлют недостоверную информацию, поэтому данные о каждом заведении проверяю лично", – рассказывает Елена.
Программист Алексей Солнцев считает, что, работая с "толпой", нужно держать ухо востро. Чтобы получить желаемый результат, важно четко структурировать процесс. В проекте Алексея один человек мог взять в работу не более двух глав. После перевод редактировали как минимум еще два человека. Большинство краудсорсеров друг друга в глаза не видели, общались только в интернете, и в процессе работы между ними регулярно возникали конфликты. "Пришлось ввести правило: если спор между участниками не разрешился за два дня, решающее слово остается за руководителем проекта, – объясняет Алексей. – Это недемократично, но иначе никак".
Что такое краудсорсинг
Краудсорсинг – использование большого числа людей для решения задач, которые возникают при ведении бизнеса. Основная его идея – снижение затрат компании и получение свежих идей. При этом общение чаще всего происходит через интернет. Среди компаний, применяющих краудсорсинг, – Fiat, Starbucks, Nokia, Procter & Gamble, Coca-Cola, Harley-Davidson.
Анна Назарук, Фокус